Адекватная самооценка: гайд для подростков

3 ноября 2022 | Информационный портал Кузбасс

Подростки очень нуждаются во внимании и безусловной любви родителей. Будьте рядом в это непростое время. Фото автора.

Ох, этот подростковый возраст. Все дети в него когда-либо вступают, все родители это проходят. Сегодня говорим с нашим постоянным экспертом – семейным психотерапевтом Анной Аредаковой о таком важном понятии, как подростковая самооценка. Ведь от неё в том числе зависит, насколько комфортно проживёт непростой период взросления ваш ребёнок.

– Анна, почему данный вопрос такой особенный?

– Самооценка подростка находится в состоянии постоянных изменений, и задачей на этом этапе ставится объединение всех суждений и представлений о себе в нечто единое. Главный вопрос, на который подросток ищет ответ, – кто я? Если процесс проходит неблагоприятно, то итогом будет спутанная идентичность (образ своей личности), наличие внутренних конфликтов, отсутствие чёткого представления о себе. И именно в подростковом возрасте стоит уделить большое внимание самооценке, чтобы ребёнка в будущем не волновали проблемы психологического здоровья. Да, корректировать самооценку можно и позже, этим занимаются психологи и психотерапевты. Но это будет более трудоёмкая работа. Лучше и проще сделать её сейчас.

– Кто влияет на подрастающего ребёнка больше всего? От кого зависит в том числе и его мнение о себе?

– Самооценка является одним из главных элементов личности, отражением сознания, в большинстве случаев она зависит от оценок значимых групп. Главными источниками влияния на развитие самооценки являются родители, учителя, сверстники, друзья. Именно родители формируют адекватную самооценку ребёнка. Потому что мама и папа являются «зеркалами» своих детей, отражают их мнение о себе, которое является фундаментом в оценивании себя на всю жизнь. Например, если родители всегда недовольны своим чадом, постоянно критикуют, акцентируют своё внимание только на ошибках, то у него формируется представление о себе «я плохой». И с этой установкой ребёнок идёт в общество сверстников, в детский сад, школу. Следствие этого – низкая успеваемость, отсутствие мотивации, неумение и нежелание принимать решения, агрессия сверстников, травля и так далее. Ещё очень сильно невротизирует самооценку подростков применение родителями разных манипуляций.

– О манипуляциях можно чуть подробнее?

– Из манипуляторных приёмов я бы выделила несколько:

  1. «Манящая морковка»: «Вынеси мусор, и тогда я разрешу смотреть телевизор / играть в игры на компьютере». Как связан мусор и телевизор / компьютер?
  2. Сравнения: «Вот, Дима, твой одноклассник (или сын моей подруги), учится лучше тебя, он умнее». Как связан ваш ребёнок и чужой человек?
  3. Неискренние обещания: «Я разрешу тебе всё что угодно, если получишь 5 по всем предметам». Знания в этом случае обесцениваются, отсутствует конкретика.
  4. Шантаж: «Я пожалуюсь отцу вечером, и если ничего не изменится, он разберётся с тобой». В данном случае папа становится угрожающей фигурой, а не поддерживающим и надёжным человеком.
  5. Болезнь как средство контроля: «У меня будет приступ из-за тебя» / «Вот заболею и умру, кому ты будешь нужен?!» Это вообще самая жестокая манипуляция, вызывающая вину, страх и стыд у ребёнка – самые токсичные чувства. Они дольше всего прорабатываются в психотерапии.
  6. Любовь как средство контроля: «Если бы ты меня любил, то не делал бы так». Получается, что вы любите за что-то. А как же родительская безусловная любовь?

Да, манипуляции очень быстро приводят к нужному результату и послушанию ваших детей, но какой ценой?!

– А что может помочь установить добрые и доверительные взаимоотношения?

– Родителям следует помнить, что семья всегда влияет на развитие подростка. И чтобы минимизировать отрицательное воздействие на ребёнка, необходимо знать психологические факторы, которые имеют значение в подростковом возрасте и способствуют укреплению адекватной самооценки. Выделю несколько. Совместный досуг. Родителям следует принимать активное участие в семейной жизни, подавать пример ребёнку, организовывать совместную деятельность. Можно применять навык активного слушания (не молча слушать, а задавать интересные вопросы), делиться своими мнениями и чувствами. Проявлять интерес к проблемам подростка, но при условии, что он готов с вами делиться. Если нет, не наседайте (детям важно вырабатывать умение принимать решение, брать ответственность). Нужно предоставлять подростку возможность самостоятельно принимать решения в ситуациях, безопасных для него. Конечно, важно уважать право на собственное мнение и относиться к ребёнку как к полноправному члену семьи, а не как к собственности. Всем родителям рекомендую предъявлять адекватные требования, соответствующие навыкам, умениям и знаниям, а также качествам личности. Акцентируйте своё внимание на успехах. Отмечайте не только результат, но и само отношение к процессу достижения результата.

– За хорошие отметки хвалить?

– Да, это важно отмечать и акцентировать своё родительское внимание. НО! Оценка во многом зависит от мнения самого учителя, его настроения и общего отношения к ребёнку. Поэтому важно видеть и отмечать само старание в предмете, который не получается. Потому что мужество, с которым ребёнок берёт на себя ответственность, куда важнее. Потому что сделать то, о чём тебя не просили или за что не дают карманных денег, но что было необходимо, важнее!

– Есть ещё значимый момент в формировании самооценки подростков – это сверстники и окружение…

– Очень важный момент, верно. Именно в подростковом возрасте, родители уходят на второй план. А на первом месте появляются друзья и их мнение. Так что если «Юля, Ксюша и Марк сказали, что я выгляжу как идиотка», то ваше мнение вряд ли поможет исправить ситуацию. Ваши упрёки в стиле: «Ты кому больше веришь?» – не помогут. Доверяет-то ваш ребёнок вам, а вот верит своим друзьям и одноклассникам. Ругать за это не стоит. Вы можете помочь иначе: разрешить изменить внешний вид в соответствии с модой (в рамках ваших договорённостей), купить новую одежду, сводить к косметологу (у подростков часто невротизируется представление о себе из-за проблем с кожей) и прочее. Будьте гибче. Подумайте, что вам важнее: забитый подросток с убитой самооценкой или принцип, что драные джинсы или неформальная одежда не для семьи «Ивановых». Ребёнок перерастёт и цвет волос, и корсеты, и ушки на ободке, а ваши отношения сохранятся на долгие годы.

– Что ещё может повлиять (в хорошем смысле) на мнение о себе?

– Быть успешным вне школы. Здесь на помощь приходят всевозможные кружки, секции, дополнительные занятия, спорт. Это поможет не только переключить деятельность мозга, но и увидеть наглядные достижения. У подростка формируется ещё один очень важный компонент взрослости: «я могу». Процесс формирования адекватной самооценки сложный и противоречивый, как и сам подросток. Но он определяет то, каких успехов ребёнок сможет добиться во взрослой жизни: будет ли он нормально взаимодействовать с противоположным полом, ставить правильные цели и идти к ним, сможет ли добиться карьерных успехов.

это интересно

В практической психологии существует два понятия: адекватная и невротическая самооценка.

Адекватная – оценка человеком самого себя в соответствии с реальностью, без учёта мнения других людей. Такая самооценка способствует реальному соотнесению сил и ресурсов со своими целями, задачами и нормами общества. Подростки, имеющие адекватную самооценку, обладают широким кругом интересов и контактов со сверстниками, а их деятельность целенаправленна.

Невротическая – оценка себя, основанная на мнении окружающих и ориентированная на других людей. Может проявляться в существенном завышении (склонность к демонстративности) или занижении (позиция жертвы) подростком собственных способностей, умений и навыков. Людям с невротической самооценкой свойственны депрессивные тенденции. Крайние уровни самооценки (максимально положительный или отрицательный) могут приводить к возникновению таких качеств, как агрессивность, тревожность, страх коммуникативных взаимодействий, эгоцентризм, неумение анализировать ситуацию и искать пути её разрешения.

это эффективно

Хочу предложить родителям одну методику, которой пользуюсь в совей практике уже очень много лет. Она поможет не только сформировать адекватную самооценку ваших детей, но и укрепить взаимоотношения в семье. Это «ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ».

Итак, вам необходимо завести какую-то тетрадь или блокнот, в который вы совместно с вашим ребёнком / подростком будете записывать все его / её достижения за день. Делать это нужно ежедневно, например, вечером. В этот же дневник можно записывать достижения каждого члена семьи. Если пока не представляете, что можно вписать в дневник, предлагаю несколько вариантов. Отметить можно за выражение собственного и аргументированного мнения, принципиальность в сложных ситуациях, помощь близким, умение доводить дело до конца, хорошее настроение и оптимизм, желание изменить мир к лучшему, мужество и многое другое. Так вы увидите, что ваши дети, супруг или супруга вносят значительный вклад в жизнь всей вашей семьи. Потому что, после долгого существования рядом, наше видение другого человека может становиться «смазанным» или даже негативным. А «дневник достижений» поможет посмотреть на ваших близких с другой стороны.

Анна Тимощук.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo