17 сентября 2021 | Анна Тимощук

Фото автора.

«Учебный год начался, а домашку сын-первоклассник делает в бардаке. Купили хороший стол и стул, помогаю поддерживать в чистоте рабочее место, но как-то сложно с порядком в итоге. Убеждена, что когда на столе беспорядок, и в голове – полный хаос. А сына все устраивает. Как помочь ребёнку через создание удобного пространства для учёбы быть успешным, организованным и, как сейчас говорят, быть «в ресурсе»?»

Татьяна С., Кемерово.

На вопрос нашей читательницы отвечает Анна Орлова, первый в Кузбассе сертифицированный организатор пространства:

– На самом деле, учёные подтвердили в ходе экспериментов, что дети лучше сосредоточены и быстрее выполняют задания за столом, где порядок. Но! И абсолютно пустой рабочий стол снижает работоспособность, также как и захламлённый. Что мешает успешным занятиям?

Первое – игрушки. А у первоклассников игры ещё не закончились. Конечно, совсем позабыть об игрушках точно не нужно. А вот изменить способ и место хранения важно. Вместе с ребёнком оставьте только те, что нравятся и любимы им. Все неактуальные и не по возрасту игрушки можно убрать в так называемый короб «магазин у вас дома». Это то, что можно будет достать через какое-то время или отдать-подарить друзьям. А любимые – определить в непрозрачные контейнеры или в закрытые ящики вдали от рабочего места школьника.

Второе – посторонние предметы. Те, которые лежат на рабочем столе и в данный момент не используются. Тогда тоже снижается концентрация внимания. Что можно сделать? Разместить всё, что нужно, по категориям в удобном для ребёнка месте. Организовать полку, ящик или корзину свободного поведения. Я называю такой вариант «Корзина совести» – туда можно просто и быстро всё сложить и разобрать позже. Внимание: целой «комнаты совести» точно быть не может.

Третье – отсутствие самоконтроля. Разместить чек-листы, расписание занятий, план дня. Доска для заметок – идеально. На рабочем месте школьника важен минимализм. В доступе только то и в том количестве, что нужно ребёнку сейчас. Запас и многообразие лучше хранить отдельно. Маркировка – тоже выход, а также подписи, понятные для школьника (где и что находится). Всё это поможет легко найти и вернуть на место нужное. Чем раньше ребёнок начнёт управлять своим временем и задачами, тем комфортнее ему будет в жизни. Главное подобрать тот способ, который будет понятен и понравится именно вашему чаду. Делитесь с ним тем, как вы планируете свой день, неделю.

Четвёртое – мусор. А чтобы мусора было меньше, для него важно определить своё место. Я часто при организации пространства встречаюсь с тем, что в детской нет мусорного контейнера. И вот множество фантиков и всячины, которую ребёнок был бы готов выкинуть, оседает в ящиках стола и на полках. На рабочем столе лучше разместить маленький контейнер для мусора, а большой, для крупного мусора, – под столом или рядом. Если вы поддерживаете раздельный сбор вторсырья, то можно разделить контейнер на два отделения. Один – для переработки, второй – для мусора.

Пятое – неправильное хранение. Всему своё место. Для хранения бумаг, тетрадей, учебников, канцелярии используйте папки, разделители, органайзеры. Хорошо, если ученик будет участвовать в их выборе.

Если честно, идеальный порядок могут поддерживать примерно 10-15 процентов детей. Для остальных надо выбирать более простые решения. Мусорка – одна. Шкафы – открытые, с доступом к учебникам и книгам. На столе – как можно меньше предметов.

Конечно, бардак просто так не исчезнет. Поддерживать порядок – это навык. И привычку заботиться о своём пространстве важно тренировать именно с детства. Попробуйте каждый раз, когда заходите в комнату к своему школьнику, замечать то, что у него в идеальном порядке. И говорите ему об этом: как аккуратно у тебя стоят карандаши, как красиво на полке лежат тетради, какая чистота на полке с твоими супергероями. Так, через похвалу, возникнет желание создавать свой мир. А ещё очень важно, чтобы было место для вдохновения и творчества. Правила всегда скучны, если их не нарушать. Пусть у вашего ребёнка на его рабочем месте будет то, как он может выразить и проявить себя. Цвета, формы, фактуры предметов, какие-то необычные детали интерьера. Найдите вместе место, где будет комфортно разместить его шкатулку или полку сокровищ. Или место, где ваше чадо будет хранить какие-то интересные находки, записки, игрушки, сувениры.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo