13 апреля 2020 | Газета «Кузбасс»

Жильцы тренировочной квартиры держат свой дом в чистоте.

В 22 кузбасских детских домах из 34 действуют учебные тренировочные квартиры. В условиях, максимально приближенных к реальности, подростки учатся вести быт и личный бюджет, взаимодействовать с обществом и принимать самостоятельные решения.

В кемеровском детском доме №2 тренировочная квартира открылась в октябре 2019 года. Она устроена по образу и подобию настоящего жилья в благоустроенном доме. Здесь есть гостиная с мебелью и телевизором, учебная комната с письменным столом, компьютером, книжными стеллажами, спальня с кроватями и шкафами, спортивная комната с тренажерами, бытовой уголок с гладильной доской и утюгом, санузел с душевой кабиной и стиральной машиной, а также, конечно, кухня с холодильником, плитой и мелкой бытовой техникой. Квартиру оборудовали на 350 тысяч рублей за счет гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Я сам!

В эту тренировочную квартиру на два месяца заселяются ученики выпускных 8-9 классов. Самостоятельно жить под присмотром педагогов ребята пробуют по двое. При этом они не изолированы от остальных детей, так же ходят в школу и посещают все мероприятия детского дома – например, репетиции, если занимаются творчеством, или тренировки, если играют в футбольной команде. Обслуживать себя ребята должны сами, в том числе и готовить себе из продуктов, которые им выдают в пищеблоке.

Программу, по которой будущие выпускники осваивают самостоятельную жизнь, детскому дому предоставил Кузбасский региональный институт развития профессионального образования (КРИРПО). Она подразумевает, что подростки должны планировать свой день, ставить цели и принимать осознанные решения.

«Воспитанники овладевают базовыми жизненными навыками, обеспечивающими самостоятельное проживание, в трёх сферах: самообслуживание, самоорганизация, саморегуляция, – объясняет тьютор тренировочной квартиры, инструктор по труду МБУ «Детский дом №2» Ирина Орлова. – Важно формировать не только самостоятельное выполнение того или иного действия, но и самостоятельное принятие решения о необходимости его выполнения. Другими словами, важно, чтобы ребенок действовал не по прямому указанию взрослого, а по объективным или субъективным причинам».

Курс молодого хозяина

Элементарным бытовым вещам воспитанников детского дома №2 учили и до осени прошлого года, отмечает собеседник газеты. Комнаты устроены по семейному типу, и в каждой группе есть кухня, где дети могут готовить сами.

«Заселяясь в тренировочную квартиру, они в принципе уже обладают навыками приготовления пищи, – рассказывает тьютор. – Имея набор продуктов (условно говоря – курица, лапша, картошка, морковка, лук), они называют четыре варианта блюда, которые из этого можно приготовить. У нас есть швейная мастерская – дети умеют чинить одежду. Они приходят уже многому наученные, и в этом смысл работы социально-бытового ориентирования в детском доме. При этом есть категория детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Их помещают к нам временно, по соглашению между опекой, детским домом и родителями. Эти дети, придя из семьи, не всегда обладают социально-бытовыми навыками. Они тоже могут получить их в тренировочной квартире».

Жильцы тренировочной квартиры учатся в том числе и планировать свой бюджет, разумно потреблять коммунальные ресурсы. Обо всем этом им рассказывали на уроках. В квартире же появляется возможность отработать ситуации на практике.

«Начинают чистить картошку, один другому говорит: «Воду экономь, что ты воду включил?» – приводит жизненный пример Ирина Орлова. – Словом, у детей вырабатываются навыки бережливого хозяина. Они скоро станут студентами. С таким опытом им будет проще справляться с вопросами, которые встанут перед ними в дальнейшем в самостоятельной жизни».

Важно, чтобы ребенок не только сам планировал свои дела, но и самостоятельно и вовремя приступал к их выполнению.

По словам наставника, детям тренировочная квартира очень нравится. Хозяева могут приглашать гостей, например, когда осваивают сервировку стола или когда много наготовят.

«Ребята, особенно те, что помладше, пятых-седьмых классов, делают большие глаза и говорят: «Как тут хорошо, как уютно, мы тоже хотим здесь жить»! – передает впечатления детей педагог.

Знания и умения очень быстро впитываются, отмечает тьютор: дети хорошо осознают, что живут в детском доме последний год и очень скоро им предстоит выйти в большой мир. И хотя учебное жилье рассчитано, прежде всего, на выпускников, полученный в нем опыт пригодится, если дети устроятся в семью. Подростков берут не так часто, как маленьких, но, к примеру, три года назад в семьи уехали двенадцать достаточно взрослых воспитанников, говорит Ирина Орлова.

С октября 2019-го курс самостоятельной жизни прошли двенадцать воспитанников кемеровского детского дома №2. Эффективность тренировочной квартиры доказывается объективно полученными данными: по результатам проведенных к настоящему моменту диагностик, около 90% выпускников выходят из нее с необходимым багажом знаний и умений.

Уметь принимать гостей – один из важных навыков хорошего хозяина. Фото Ирины Орловой.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo