Вот и начался новый учебный год. Родителей первоклассников беспокоят возможные проблемы вхождения их ребенка в новый этап жизни. Родители взрослых детей тревожатся о правильности выбора при поступлении в вуз. Словом, в разных семьях – разные страхи, но, наверное, всех взрослых объединяет одно желание – чтобы их ученик не расхотел учиться.
Как добиться этого? Что нужно сделать, чтобы школьник стремился самостоятельно получать новые знания, поднимал руку на уроке и не боялся отвечать у доски? Как сформировать мотивацию к обучению у ребенка, который считает, что учиться в школе скучно?
Сегодняшний наш разговор – с Анной Аредаковой, практикующим психологом, сертифицированным семейным терапевтом, тренером групповой работы. Она подробно ответит на самые распространенные вопросы, укажет на основные ошибки и даст дельные советы.
– Анна, как замотивировать детей на учебу? Что могут сделать родители, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения и повысил успеваемость в школе?
– Для начала необходимо понять, что такое мотивация, и какие ее виды существуют. Если говорить простым языком, то мотивация – это «двигатель» человека для достижения определенного результата или цели. Основой является потребность человека, которая требует удовлетворения. На протяжении всего процесса взросления ребенок испытывает потребности от простых до сложных, соответственно и мотивация тоже меняется. Она может быть внутренней (интерес к изучению или действию) или внешней (желание соответствовать требованиям близкого окружения). А также положительной (действие или изучение нового для достижения результата) или отрицательной (делаю что-то, чтобы избежать наказания или лишения).
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. А закрепляется это впечатлением от реакции самых близких людей – родителей.
– И как это работает?
– Вспомните период, когда ваш ребенок только учился делать первые шаги. Наверняка вы его подбадривали, хвалили за каждое усилие и всячески стимулировали. А когда ребенок наконец-то пошел, вашему родительскому счастью не было предела – это было похоже на праздник. По вашей реакции ребенок понимал, что он всё делает правильно, а если он падает, то его обязательно поддержат мама и папа. Но чем взрослее ребенок, тем меньше радости проявляют родители по поводу его достижений или вообще их игнорируют. Возможно, вы уже и не вспомните его первый рисунок, счет до 10, шпагат, первый гол в ворота соперников, первую пятерку или написанную правильно букву. И вот в чем закономерность: чем меньше положительной стимуляции от родителей, тем меньше мотивация у ребенка. Родители начинают обращать больше внимания на ошибки или промахи, в итоге получается сплошное порицание. И мотивация ребенка может превратиться во внешнюю отрицательную, когда любое новое действие или достижение не вызывает удовольствия, а просто нужно для того, чтобы соответствовать требованиям родителей. Или чтобы «не орали», «не наругали», не лишили интернета.
– Начало обучения в школе – новый таинственный этап для ребенка. Как всё не испортить?
– Задача родителей – поддержать и стимулировать этот интерес. Но для многих школьников и их родителей выполнение домашнего задания становится ежедневным испытанием. Родителям приходится много раз уговаривать ребенка выполнить уроки, что вызывает сопротивление. У младшего школьника нет понимания, зачем делать эту нудную работу, если можно посмотреть телевизор, поиграть или полазить в интернете. Ребенок начинает оттягивать время – хочет пить, кушать, в туалет – всё что угодно, только не уроки. Родители теряют терпение, начинается конфликт и всевозможные виды наказания. Никто из участников процесса не получает удовольствия от учебы. А ребенок, находясь под постоянным давлением взрослых, полностью теряет интерес и желание учиться. Мамам и папам все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, а в понимании школьника утверждается уверенность: школа – это каторга!
– А если еще и не нравится учитель? Такое же тоже бывает?
– На самом деле школьные успехи и неудачи – это далеко не показатель умственного развития и способностей ученика. Его школьная успеваемость – это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться, а еще это настроение и личное отношение учителя к ребенку. И часто, если не нравится учитель, то и интерес к предмету теряется. Дети, не заинтересованные в обучении, очень сложно получают знания и не всегда умеют их применить на практике.
Кстати, ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки, то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у младших школьников в начальной школе.
– Так в чем же причина снижения мотивации к обучению?
– Расскажу, какие ошибки допускают родители в формировании учебной мотивации. Разберем самые распространенные.
Ошибка №1
Родитель предполагает, что к началу обучения в школе ребенок уже готов к новым правилам и обучению, так как он уже многому научился и обладает определенными знаниями. Но интеллектуальная готовность не означает психологическую готовность, которая определяется умением ребенка подчиняться определенным правилам, а не делать то, что ему хочется в данный момент.
Важно развивать у ребенка усидчивость, внимание и сосредоточенность. Давать задания на мелкую моторику, уделять внимание совместному чтению книг, работать в прописях. Таким образом приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.
Ошибка №2
Ребенка рано отдают в школу, когда он еще не созрел ни психологически, ни биологически (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, так как у него еще не сформирована рука. Проверить, сформирована ли рука, можно так: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за одну минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что же касается зубов, то к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться четыре передних зуба: два внизу и два вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе может привести к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что он начнет тихо ненавидеть школу.
Ошибка №3
Ребенка отдают в школу поздно. Бывает так, что дети к шести с половиной годам уже тянутся к знаниям, развиваются быстрее своих сверстников и психологически готовы к школе. Но для того, чтобы было «по правилам», родители ждут наступления полных семи лет. И ребенок может «перегореть». Ему просто не интересно будет учиться в первом классе, так как многое он уже будет знать и уметь. А когда ребенку откровенно скучно, его поведение становится неуправляемым. Школьная успеваемость снижается вместе с учебной мотивацией.
Ошибка №4
Дети не посещают детский сад. Дело здесь даже не в социализации, этот процесс ребенок легко может прожить, посещая дополнительные занятия или играя с детьми на детской площадке. Детский сад – это определенная система, которая является условной подготовкой к школьным правилам: считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе, слушать речь учителя (а не петь песни, если вдруг захотелось).
Ошибка №5
Напряженность и неблагополучие в семье. Постоянные конфликты, тяжелая психологическая обстановка в семье угнетает нервную систему ребенка. Он может просто не реагировать на проблемы по поводу учебы и отметок – у него элементарно не хватает на это энергии.
Ошибка №6
Отсутствие режима и четкой организации жизни ребенка – несоблюдение режима дня и отдыха, предоставленность самому себе, безнадзорность в быту. Дети, которые организованы помимо школы (посещают какие-то интересные для них занятия), как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.
Ошибка №7
Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей. Один родитель разрешает, другой – запрещает. Один кричит и ругает, другой спокойно объясняет. В такой семье не знаешь, чего ожидать. С возрастом ребенок может пользоваться такой ситуацией и специально поворачивать ее в свою сторону – «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей.
Ошибка №8
Методы воспитания, основанные на подавлении ребенка: угрозы, оскорбления, унижения, физические наказания, гиперопека, контроль. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
Ошибка №9
Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка – спрашивать знания, которые еще не изучены, решение усложненных задач, постоянное переписывание текстов без единой помарки, усмотрение злого умысла, лени. В то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений «слабости» (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и прочее).
Ошибка №10
«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха или неудачи. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебу не останется и следа.
Ошибка №11
Проецирование своих ожиданий на ребенка – это, наверное, самая распространенная ошибка родителей, не всегда даже осознаваемая. Мамы и папы верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. И давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях…
Подробнее о том, как поддержать интерес к учебе у детей из начальной школы и в подростковом возрасте, мы расскажем в одном из ближайших номеров газеты «Кузбасс».