По итогам июля погрузка на сети РЖД вернется к уровню прошлого года, рассчитывает монополия. В основном за счет угля, и в первую очередь – кузбасского. Уже дала эффект скидка на экспортные поставки черного золота в сторону южных портов, есть рост и в дальневосточном направлении. Для сохранения динамики придется продлить это послабление и ввести новые – в адрес портов Северо-Запада. По мнению экспертов, их значение будет велико для угольной отрасли еще долго.
Напомним, по данным РЖД, за первые шесть месяцев 2019 года погрузка снизилась на 0,4%. На экспорт большая часть топлива – 70% – по железной дороге отправляется из Кузбасса. За первое полугодие из Кемеровской области вывезли на 2,1% больше, или 73,9 млн тонн угля: 73% в сторону морских портов, 27% – в сторону погранпереходов. Лидировал в структуре перевозок (52%) Северо-Запад, который показал прирост: +10,7% при плане 1,9%.
36% кузбасского угля уехало на Восток. Перегруженное направление сработало с минусом в 0,4% при планируемых +1,2%. Больше всего просел Юг, в направлении которого перевезли на 19,1% меньше угля, чем за аналогичный период прошлого года, хотя планировалось больше на 1,5%.
На фоне падения цен на уголь на европейских рынках добывающие компании просили монополию сделать скидку в 12,8% от тарифа в направлении Северо-Запада. Пока такое послабление в виде дисконта в 7,41%, нивелирующего экспортную надбавку (8%), грузоотправители получили в направлении припортовых станций Северо-Кавказской железной дороги: в южных портах имеются резервы пропускной способности. Такое решение было принято по результатам переговоров председателя правления РЖД Олега Белозерова и губернатора Кузбасса Сергея Цивилева.
Временная скидка действует с 16 июля. По итогам месяца перевозка в сторону портов Азово-Черноморского бассейна выросла на 8%, констатировали в монополии. А к неполному августу прошлого года, как сообщал «Гудок» со ссылкой на заместителя гендиректора РЖД Алексея Шило, рост составил 6,4%. Отреагировали экспортеры и на ограничение погрузки на Восток и достаточно активно переключались в направлении портов Северо-Запада. Рост перевозок в их направлении в июле вырос на 19,2% к уровню прошлого года.
Север вывезет
Между тем и на фоне такого роста порты Северо-Запада имеют свободные пропускные мощности. Так, по данным стивидорной компании «Архангельский морской торговый порт» (АМТП), общая перевалка из Архангельска с начала года составила 500 тысяч тонн, из которых 150 тысяч – уголь на экспорт (в Европу). При этом универсальный порт, работающий со всеми видами грузов, кроме наливного, способен в год перевалить до миллиона тонн угля. А его проектная мощность – 2,5 млн тонн груза.
В середине 2000-х морские перевозки угля из Архангельска имели статус линейных, у них были льготы при оплате портовых сборов. Тогда же областная администрация добилась снижения тарифов на перевозку угля в сторону порта со стороны РЖД на 20%. Затем последовал период спада, когда экспорт угля из порта резко сократился. В 2017-м из Архангельска в Европу вновь начали отправляться сухогрузы с черным золотом. Сегодня из кузбасских экспортеров угольной продукции АМТП работает с группой компаний «Мечел» и готов сотрудничать с другими.
Свободная производственная мощность для перевалки АМТП синхронизирована с возможностями РЖД (Северная железная дорога) по своевременной доставке груза в порт, отмечает Генеральный директор ОАО «АМТП» Владимир Геннадьевич Серебренников.
«АМТП в настоящее время является воротами в Арктику, а также связующим звеном Северного морского пути с потребителями портовых услуг в южных регионах благодаря наличию относительно незагруженных ж/д- и автомобильных дорог. Перспективные экспортные направления – Китай и перевозка груза по трассе Северного морского пути».
АМТП – участник системы добровольной сертификации «Экологический стандарт «Чистый порт». В апреле 2019 года Международный экологический фонд «Чистые моря» подтвердил соответствие объектов порта ее требованиям. Погрузочно-разгрузочные работы с углем в порту сопровождаются экологосберегающими мерами: работают установка пылеподавления V12S, поливочная машина, используются брезентовые пологи.
Порты Северо-Запада и Юга по-прежнему востребованы кузбасскими угледобывающими компаниями, резюмируют в департаменте угольной промышленности Кузбасса. С начала июля на западных рынках наметился рост цен на энергетический уголь: в конце июля котировки FOB Балтийское море выросли на $11 за тонну (более чем на 24%).
«Конъюнктура рынка улучшается, – приводит «Гудок» слова Алексея Шило. – Мы надеемся, что позитивные тенденции сохранятся и в августе».
Арктика – не фантастика
Как бы там ни было, экспорт угля неумолимо смещается в энергоёмкий Азиатско-Тихоокеанский регион, но провозные мощности Восточного полигона не соответствуют потребностям угольщиков. Один из возможных вариантов развития ситуации в перспективе – перевозка угля из Кузбасса в Азию по Северному морскому пути.
«СМП – это потенциальное направление, – комментирует источник в департаменте. – Пока перспективы развития морского маршрута в северных широтах еще только обсуждаются. Когда его откроют – не известно. Поэтому, насколько экономически обоснованы будут перевозки по СМП кузбасского угля, пока говорить рано. В этом вопросе стоит учитывать протяженность пути (а это почти полмира), сложные гидрометеорологические условия навигации в арктических районах, использование ледоколов, что повлечет дополнительные затраты».
В любом случае поступление кузбасского угля в Азию через Арктику в дальней перспективе уже не кажется чем-то из области фантастики. Пока же удалось нарастить экспортные перевозки угля из Кузбасса в направлении Дальнего Востока – более чем на 5% в июле (данные РЖД). По итогам года монополия надеется выйти с приростом общей погрузки в 1,5%. По мнению аналитиков, хорошо будет выйти даже в ноль по сравнению с прошлым годом. Но для этого РЖД придется сохранить скидки на экспортные перевозки в сторону Юга и ввести обсуждаемые – в сторону Северо-Запада.
В свою очередь, монополия считает, что региональные власти должны разработать меры поддержки угольщиков: предоставлять адресные дотации, налоговые льготы, кредиты и т.д.
«ОАО «РЖД» также рассчитывает, что администрация Кузбасса обеспечит необходимое взаимодействие с предприятиями угольной промышленности с целью проработки возможности переориентации сбыта продукции на порты Северо-Запада и Юга России», – сказано в пресс-релизе компании от 19 июля.
Прямая речь:
Специально для «Кузбасса» Алексей Калачев, аналитик ГК «ФИНАМ»:
– Снижение тарифов ж/д на перевозку угля в порты европейского направления может способствовать ценовому конкурентному преимуществу российского угля на рынках Европы, но этот эффект не будет долговременным.
Спрос на энергетические угли в Европе в перспективе будет снижаться по мере перехода электростанций на более экологичный природный газ и роста использования ВИЭ (возобновляемых источников энергии). Вместе со спросом падают и цены, но вряд ли низкие цены серьезно притормозят этот процесс, поскольку газ тоже дешевеет, а транспортные возможности «Газпрома» только вырастут с окончанием строительства «Северного потока-2» и второй нитки «Турецкого потока».
Спрос на коксующиеся угли со стороны металлургии сохраняется дольше, о чем говорит расхождение в динамике цен на мировых рынках. Но замедление мировой промышленной динамики уже начинает негативно сказываться на ценах металлургической продукции. Вскоре это по цепочке подействует и на цены сырья, на руду и на кокс.
В этой связи переориентация экспортных потоков в направлении сохраняющих позитивную динамику рынков Азии становится естественным и необходимым шагом. Однако пропускная способность железных дорог в восточном направлении сейчас ограничена, а угольные терминалы дальневосточных портов уже работают на пределе возможностей. Требуются время и средства для расширения пропускной способности Транссибирской магистрали и БАМа, строительства новых и модернизации действующих портов Дальнего Востока. Такая задача отчасти заложена в программу нацпроектов, включая «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».
Объемы перевалки угля в европейском направлении, по всей видимости, стабилизируются, а затем начнут постепенно снижаться. Процессы изменения динамики реальных товарных рынков происходят медленнее смены ценовых трендов на биржевых площадках, торгующих commodity. Поэтому значение портов Северо-Запада для угольной отрасли страны будет сохраняться еще долго.
Между тем
Почти год назад на комиссии по ТЭК в Кемерове президент РФ Владимир Путин отметил важность реализации инвестиционных проектов морских портов для экспорта угля.
«Должна действовать постоянная связка, стыковка планов угольных компаний по наращиванию добычи с программами развития РЖД, а также с инвестиционными проектами морских портов», – сказал глава государства.
Непрофильные терминалы должны либо соответствовать требованиям безопасной и эффективной перевалки угля, либо заниматься только такой перевалкой, безопасность которой, в том числе и экологическую, они могут полностью обеспечить.