13 марта 2020 | Газета «Кузбасс»

Котельная №45. Фото Фёдора Баранова.

Замещение двух неэффективных котельных в Рудничном районе Кемерова мощностями Кемеровской ТЭЦ СГК, которое планировалось больше десяти лет назад, наконец-то произошло. Тепло для юридических лиц и предпринимателей существенно подешевело: уже за февраль они заплатят по сниженному тарифу. Об экономическом и экологическом эффекте перехода на комбинированную генерацию мы поговорили с экспертами.

 Тепло пошло

В 2007 и 2008 годах по просьбе руководства города и области компания «Кузбассэнерго» реализовала два этапа инвестиционного проекта для централизованного теплоснабжения строящегося жилья в Рудничном районе. По техзаданию горадминистрации, от Кемеровской ТЭЦ в Кировском районе проложили тепломагистраль в 12,6 км и построили современную подкачивающую насосную станцию, на тот момент самую крупную в городе. Трубопровод с пропускной способностью 176 Гкал/час тогда обошелся компании в 1,5 млрд рублей. Для энергетиков проект решал две задачи: открывал новые рынки сбыта и позволял увеличить загрузку мощностей Кемеровской ТЭЦ, невостребованных ранее из-за закрытия ряда промышленных предприятий района. Город же, как уже сказано, был заинтересован в надежном теплоснабжении растущей жилой застройки на Радуге. Ожидали от реализации проекта и улучшения экологической обстановки в районе: он подразумевал закрытие 22 из 25 низкоэффективных котельных.

В итоге к централизованному теплоснабжению от Кемеровской ТЭЦ подключили часть новых жилых домов и объектов соцкультбыта. Третьим этапом проекта, прошедшего Госэкспертизу, предусматривалось замещение котельных №27 и №45. Это мероприятие вошло в актуализированную схему теплоснабжения города. Однако переключение, о чем неоднократно писал «Кузбасс», по некоторым причинам откладывалось. Наконец, в 2019 году Сибирская генерирующая компания (правопреемник «Кузбассэнерго») сняла технологические ограничения и связала воедино тепловые контуры котельных №27 и №45 с контуром Кемеровской ТЭЦ. Завершить проект удалось в начале текущего года.

Бизнес с выгодой

В зону переключения попали 231 многоквартирный жилой дом, 63 индивидуальных домов, 390 нежилых помещений и 190 административных зданий. Теперь они получают тепло от ТЭЦ – по тарифу ТЭЦ. Как пояснили в СГК, для юридических и физических лиц – владельцев нежилых помещений и административных зданий, а также бюджетных учреждений, которые ранее получали тепловую энергию от котельных №27 и №45 АО «Теплоэнерго», тариф на тепло снижается в среднем на 22,9% до 1843,19 рубля за гигакалорию (без НДС). На платежах населения это не отразится: кузбассовцы платят только часть экономически обоснованного тарифа. Для кемеровчан это – 778,75 рубля за гигакалорию. Разницу ресурсникам компенсирует бюджет. Поэтому снижение тарифов для населения и бюджетозависимых потребителей в Рудничном районе позволит сократить расходы города.

Кемеровский филиал Сибирской теплосбытовой компании (подразделение СГК) уже ведет перезаключение договоров теплоснабжения с потребителями. Большинство нежилых помещений – это магазины, автомойки, пекарни, парикмахерские, частные клиники. Малый и средний бизнес сможет существенно сэкономить на отоплении, уже начиная с февраля.

«Мы пока только готовим документы на заключение договоров – о том, что тариф снизился, знаем, – говорит владелец универмага «Радуга» на проспекте Шахтеров, 43, Людмила Михалько. – Для нас это очень значимо, потому что мы всегда платили за тепло очень много по сравнению с другими районами города».

Проблема тарифов на оплату ЖКУ никогда не выходит из топ-5 рейтинга, который ежегодно составляет по итогам общения с бизнесом аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области. Причем тепло и электроэнергия традиционно превалируют в структуре коммунальных расходов.

«Поэтому новость исключительно позитивная, и, к сожалению, очень редкая от естественных монополистов, – комментирует ситуацию кузбасский бизнес-омбудсмен Елена Латышенко. – Обычно расходы на оплату их услуги для предпринимателей только растут. И, конечно, в данном случае уменьшение размеров платы за тепло будет способствовать тому, чтобы наш бизнес, прежде всего субъекты МСП, были более конкурентоспособны».

Сейчас идет обсуждение проекта федерального закона о тарифах: все понимают, что нужно срочно наводить порядок в подходах к регулированию, отмечает Латышенко.

«Ввиду роста тарифов предприниматели стали переходить на автономные системы обогрева. Это тоже неправильно – мы имеем систему теплоснабжения, муниципальную схему, и, конечно, около каждого предприятия не должна стоять миникотельная», – говорит кузбасский бизнес-омбудсмен.

Когенерция как выход

Теплоснабжение, по разным экспертным оценкам, составляет от 1,5% до 2,1% в совокупном выпуске товарной продукции всей экономики России, приводит статистику председатель комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Кузбасской ТПП, генеральный директор компании «Госэнерготариф» Сергей Ладутько. И, тем не менее, сектор теплоэнергетики и централизованного теплоснабжения – устойчиво убыточный. 90% всех убытков сосредоточено в двух сегментах: производстве тепловой энергии котельными и распределительных сетях.

«Исторически сложилось так, что отрасль теплоснабжения в России в достаточной степени недофинансирована: это произошло потому, что котельные и распределительные тепловые сети были муниципальными, то есть «своими», и существовало такое советское мнение: «Если свои, значит, потерпим, денег нет», – объясняет эксперт. – В убыточной коммунальной энергетике основной источник капитальных вложений – это бюджетные средства. В сегменте же производства тепловой энергии на ТЭЦ по источнику инвестиций доминируют привлеченные средства».

По данным Росстата, средняя цена у производителей тепловой энергии в России в 2016 году составляла 1136,91 рубля за Гкал, при этом у ТЭЦ стоимость в среднем была 904,6 рубля, а у котельных – до 1628,8 рубля за Гкал, то есть почти в два раза больше. Сейчас эта цена стала еще выше.

«Почему такая большая разница? – рассуждает Ладутько. – Потому, что цена тепловой энергии, произведенной наиболее экономичным способом производства, в режиме когенерации (комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) на ТЭЦ, гораздо ниже, чем цена тепла от котельной, не производящей электроэнергию. И чем выше тепловая нагрузка ТЭЦ, тем дешевле тепло».

При переводе тепловой нагрузки от котельных есть и другие немаловажные преимущества, отмечает собеседник газеты: экономия топлива, повышение надежности и качества теплоснабжения, улучшение экологической ситуации.

«Посмотрите, что происходит в Европе, для которой экология не пустой звук: там идет интенсивное развитие когенерации, – поясняет гендиректор «Госэнерготарифа». – За последние 20 лет в Европе существенно увеличили коэффициент использования топлива, что возможно только при росте доли одновременной выработки тепла и электроэнергии. Несмотря на это у нас в зонах действия ТЭЦ продолжают строиться неэффективные котельные, замещая более эффективные мощности станций. И подобных странных с точки зрения экономической логики вещей мы можем наблюдать все больше».

При этом мощности российской теплоэнергетики недозагружены и не могут работать эффективно, напоминает эксперт. За последние 30 лет многих крупных потребителей не стало, центры деловой активности и жилищной застройки сместились, прекратили работу крупные заводы и фабрики, а почти вся архитектура системы теплоснабжения осталась прежней.

«Сегодня энергетики делают всё возможное для сохранения инфраструктуры, которую им доверили, выполняют свой долг по обеспечению максимально надежного теплоснабжения жителей и прочих потребителей тепла, – констатирует Сергей Ладутько. – Для оптимизации работы систем теплоснабжения городов требуется закрывать неэффективные источники, которые съедают очень много средств потребителей и бюджета. Высвободившиеся деньги необходимо направлять на решение задач обновления и модернизации ТЭЦ, не увеличивая нагрузку на потребителей. Тогда и у инфраструктуры будет хорошее техническое состояние, и у людей будет тепло в домах, и тарифы будет предсказуемыми, что и обещают нам представители СГК, а для представителей малого и среднего бизнеса снижение тарифов будет наиболее ощутимым».

Ни для кого не секрет, что в городах, где весь теплоснабжающий комплекс находится в одних руках, эффективность теплоэнергетики выше, а тарифы — ниже.

«У когенерации самые низкие тарифы – это факт, – подтверждает эксперт. – Если бы для котельных установили тарифы, как для ТЭЦ, они бы немедленно сами все закрылись. Я уверен, что время всё расставит по местам – будущее за тепловыми станциями, за центральным теплоснабжением на основе комбинированной выработки тепла и электроэнергии».

Кстати, развитые страны со схожим с Россией климатом так же выстраивают системы централизованного теплоснабжения на основе использования потенциала когенерации. Ее признают наиболее эффективной технологией в Дании, Финляндии, Чехии, Польше и Словакии.

Справка

Кемеровская ТЭЦ СГК – основный производитель и поставщик тепла в правобережной части областного центра, она работает в комбинированном цикле с одновременным производством тепловой и электрической энергии. Замещение двух котельных позволило увеличить отпуск тепла на станции на 20%, производство электроэнергии – на 25%.

Кира Афанасенко.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo