Сейчас WhatsApp и Viber установлены, наверное, в телефоне каждого родителя. Ведь без этих приложений невозможно быть в теме детсадовской, школьной и кружковой деятельности своего чада. Но если б там было только информирование об уроках и изменениях в расписании! Чаще всего это – площадка для дискуссий, споров и даже войн среди родителей. Однако конфликтов все-таки можно избежать, если уметь грамотно составить диалог. Именно об этом мы сегодня и поговорим с Юлией Гривиной, мамой двоих детей. Она – профессиональный медиатор, действительный член Профессиональной Лиги Медиаторов (Новосибирск), соучредитель АНО «Кузбасский Центр Медиации».
– Юлия, что за профессия такая – медиатор?
– Профессия «медиатор» в нашей стране довольно-таки молодая, но очень развивающаяся. Закон о Медиации №193-ФЗ принят 27 июля 2010 года.
Медиация – это переговоры между конфликтующими сторонами (спорщиками) с участием беспристрастного посредника – медиатора с целью поиска решения, удовлетворяющего обе стороны. Основная цель медиативных переговоров – достижение взаимовыгодного решения спора, при этом сохраняются или восстанавливаются отношения между спорщиками. Свою профессию я люблю за уникальность и неповторимость случаев, для которых нет одного универсального способа их разрешения. В медиации важно выслушать обе стороны. Поэтому не судите о ситуации, выслушав только лишь одну из сторон. Да и вообще – не судите…
– Это бывает трудно, особенно если говорить о родительских чатах…
– Когда я стала председателем родительского комитета в детском саду, очень вдруг захотелось на своем микроуровне привнести взаимоуважение в отношения между взрослыми участниками образовательного процесса. И теперь знания медиативных техник ведения переговоров мне в этом очень помогают.
– Какие бывают причины конфликтов, способы их урегулирования и приемы общения в чатах?
– Начнем с того, что в чате всегда есть администратор. Это тот, кто создает чат и управляет им. В любом сообществе есть какие-то определённые правила. Так и в родительском чате – для соблюдения экологичности в общении администратором должны быть прописаны или проговорены правила.
Например: нельзя употреблять нецензурную лексику, распространять непроверенную информацию, сплетничать о педагогах. Можно публиковать поздравления с «китайской Пасхой», задавать любые вопросы, касающиеся детей и режима в учреждении, можно писать поздно вечером и рано утром, предлагать что-то приятное и полезное для деток, родителей педагогов. Бывает так, что в группе (классе) появляются новые дети, а в чате, соответственно, новые мамы. И вот тогда случается страшное: пришёл новый человек, и неизвестно, что от него ждать. В таком случае декларируем правила ещё раз. А лучше, если они будут закреплены в описании чата (такая опция есть в Вотсапе).
– А еще в чате может быть родитель, который периодически наводит смуту…
– Был у меня как раз такой случай – в саду снимали деток для выпускного фотоальбома, и я была тоже там, снимала бэкстейджи. Потом смонтировала всё в небольшие ролики и выложила их в чат. И одна мама просмотрела их уже после 22 часов и стала делиться впечатлениями. Конечно же, нашлась участница, которая не отключает звук на телефоне (причины на это могут быть разные) и сделала нашей мамочке замечание в нелестной форме. И нашлась новенькая мама, которая поддержала замечание по поводу поздней переписки…
Я стала думать: что делать? В нашем чате правила не прописаны, но проговорены. И в них ничего не было про общение в позднее время. Уже утром следующего дня я предложила родителям высказаться – кому мешает или не мешает поздняя переписка. И вот мы решили большинством голосов оставить позднюю переписку. Но меньшинство не собиралось сдаваться, оно отчаянно отстаивало свои права «неотключения звука», чтобы быть в курсе всех новостей своевременно. Вечером пришлось написать примерно следующее: «Уважаемые родители, по решению большинства участников группы вечерняя переписка легализована. Тем, кому это может помешать, пожалуйста, отключите звук или выйдете из группы. И хочу напомнить, что в нашем чате есть правило: НЕЛЬЗЯ высказываться в негативной форме по отношению к участникам чата. Те, кто нарушают это правило, удаляются из группы и получают новостную рассылку в личные сообщения». Но это не успокоило одну из смутьянок. Пришлось удалить ее из чата. Повторю: только придерживаясь правил, как-то получается дисциплинировать участников и вести цивилизованную переписку.
– А что делать со звуковыми сообщениями? Приемлемы ли они, по вашему мнению?
– С голосовыми сообщениями тоже нужно решать участникам внутри чата. Я сама люблю голосовые и отправлять, и слушать. Это очень удобно, на мой взгляд, когда руки заняты или когда нужно срочно ответить на чей-то вопрос, а печатать неудобно. Это экономит время.
Поделюсь, опять же, своим личным опытом. После очередного родительского собрания я скидываю информацию в группу – пишу длинные сообщения, разделяя их на пункты: что решили по такому-то и такому-то вопросам. Потом начинают поступать от родителей уточняющие вопросы, а я в это время за рулём. Естественно, в этом случае ответы я наговаривала, а не писала. Но вечером по просьбе некоторых родителей я продублировала всё печатным текстом.
– Как научиться не наделять сообщения интонациями и не «накручивать» на пустом месте?
– При написании сообщения можно использовать различные смайлики, передающие эмоциональный посыл: улыбка, вопрос, непонимание, какое-либо пожелание… Есть и еще важный момент: очень хорошо употреблять «волшебные» слова – такие, как «уважаемые родители», «пожалуйста», «благодарю», различные слова приветствия. Иногда это даже может быть «прошу прощения». Также имеет значение расстановка слов в предложении. Например, по разному звучат: «Давайте будем с пониманием относиться друг к другу» и «Давайте будем относиться друг к другу с пониманием». Или можно выделять ударные буквы в словах и ключевые слова в предложениях для точной передачи интонации и эмоционального посыла. Каждый человек, читающий сообщения, вкладывает в них свои эмоции и интонацию. И здесь лучшим средством будет встречный, уточняющий вопрос: «Правильно ли я вас поняла, что…»
– Когда лучше выяснять отношения в «личке», а не писать в общую группу?
– Мне не очень нравится эта формулировка – «выяснять отношения». Осмелюсь предположить, что речь идет о прояснении некой ситуации, каком-то недопонимании или даже конфликте. Если спорщики не хотят выносить сор из избы, то, конечно, это лучше сделать тет-а-тет. Конфликтуя прилюдно, внутри чата, спорщики привлекают к себе внимание, возможно, ища при этом себе поддержку у других участников. И здесь тоже можно всё это заранее оговаривать в правилах. Допустим, так: «При предварительном одобрении всех участников чата, допускается разрешение спора между двумя сторонами с возможными корректными комментариями сторон, не причастных к спору (для содействия разрешению спора)».
А вообще, всё в руках администратора чата. Решите для себя: для чего вы его создаете? Для конструктивного и экологичного общения или для сплетен, раздоров и информационных войн? Если первое – то будьте готовы к долгосрочной работе становления взаимоуважительных отношений в вашей родительской команде. Ведь родители в образовательной среде – это действительно команда, в которой у всех родителей одна и та же цель – благополучие своего ребенка. Осталось только определиться с цивилизованными позициями для достижения этой цели.