Вступил в силу областной закон, закрепляющий ответственность муниципалитетов за ситуацию с бездомными животными. Местные власти должны будут отлавливать их с улиц и содержать в приютах – за счет субвенций из регионального бюджета. Будут ли меры работать, попытался разобраться наш корреспондент.
Напомним, закон, наделяющий муниципалитеты полномочиями по обращению с безнадзорными животными, областное управление ветеринарии разработало еще в начале 2017 года. Однако в областной совет народных депутатов (сейчас – Законодательное собрание Кузбасса) его так и не внесли. Это произошло уже при нынешнем созыве – в ноябре прошлого года. 11 декабря закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» приняли в окончательном втором чтении. Он вступил в силу 1 января.
Выпустить нельзя содержать
Как рассказал председатель внесшего законопроект комитета по вопросам аграрной политики, землепользования и экологии Михаил Худяков, в основу действующего документа лег предыдущий законопроект. Он так же подразумевает, что животных будут отлавливать, обследовать, вакцинировать, стерилизовать, содержать в приютах или выпускать обратно в среду. А вот объем средств, заложенных в областном бюджете на эти цели в качестве субвенций муниципалитетам, значительно вырос. Так, финансово-экономическое обоснование первой версии регионального законопроекта подразумевало 17 миллионов рублей на пять лет – по 3,4 млн в год. Для реализации же действующего закона только на нынешний год выделено 37 млн рублей. Самые большие субвенции – по 7-8 млн руб. – получат два крупнейших города области Кемерово и Новокузнецк.
Объем финансирования для каждого конкретного муниципалитета рассчитывался исходя из статистических данных о популяции бездомных животных на его территории за несколько лет.
«Никто из муниципалитетов не знал, что будет закладываться финансирование, – говорит Михаил Худяков. – Нельзя было схитрить и завысить показатели, чтобы получить больше денег и потом отчитаться».
Всего же, по данным областного управления ветеринарии, на 1 октября 2019-го в регионе насчитывалось 7000 безнадзорных собак (о размерах поголовья бездомных кошек не сообщается).
Отчитываться за целевое использование средств муниципалитетам придется перед управлением ветеринарии – в том числе и посредством видеозаписи. Правда, каким образом будет проходить видеофиксация, пока непонятно.
До конца не ясно и то, как будет складываться судьба отловленных животных. Предполагается, что пока ветеринары будут решать в каждом случае индивидуально, выпускать стерилизованное животное обратно в среду или помещать в приют и искать ему хозяина, размещая объявления в интернете. Деньги на все эти мероприятия заложены, в том числе и на гуманную эвтаназию – в случае, если животное безнадежно больно.
«Изначально исходили из того, что будем отлавливать, дезинфицировать, стерилизовать и отпускать на волю, – комментирует ситуацию парламентарий. – Тем не менее, специалисты из региональной Общественной палаты говорят, что это не выход: взяли животное, стерилизовали, за месяц приучили к нормальному корму и отпустили. Оно что, захочет меньше есть, перестанет мерзнуть и злиться? На мой взгляд, абсолютно обоснованно».
Зоозащитники, с которыми пообщался «Кузбасс», придерживаются иного мнения.
«Мы не согласны с тем, что стерилизация с выпуском не приносит никаких результатов, – говорит руководитель кемеровского приюта «Верный» Татьяна Медведева. – Приносит, потому что животные, обитающие в определенном месте, не пустят туда новых животных. Это как минимум. Во-вторых, они не будут плодиться, и это очень большой плюс».
Руководитель новокузнецкой городской общественной организации Общество защиты бездомных животных «Кот и пёс» Татьяна Поляева напоминает: программа ОСВВ – мера временная, направленная на сокращение популяции бездомных животных.
«Если добросовестно к ней подходить и честно стерилизовать и выпускать, численность животных в городах резко сокращается – в течение пяти лет больше чем наполовину».
Идея же пожизненного содержания собеседнику газеты кажется утопической.
«Где взять столько приютов, чтобы содержать всех отловленных собак? – спрашивает зоозащитник. – И главное – где взять средства для содержания, лечения, стерилизации животных, и сколько оплачиваемых работников надо для ухода за собаками»?
Дом для бездомных
Согласно расчетным нормативам, содержащимся в приложении к закону, на стерилизацию одного животного муниципалитету полагается 2565 рублей. Причем кошка это или собака и какого веса (необходимо для расчета наркоза, а это – основная статья затрат на операцию) – не указывается. На содержание животного, опять же, неопределенного вида и размера, на период стерилизации и вакцинации заложено 1440 рублей. Далее на обеспечение среднестатистического четвероного предусмотрено 72 рубля в день.
«Этого, конечно, очень мало», – комментирует такой объем довольствия Татьяна Медведева.
Сегодня в Кузбассе нет ни одного муниципального (финансируемого муниципалитетом) приюта. Создавать их уполномочено областное управление ветеринарии. В то же время средства на эти цели в бюджете пока не заложены. Муниципалитеты могут сотрудничать с частными приютами, но те должны соответствовать методическим указаниям Правительства РФ.
Как рассказала Татьяна Поляева, руководитель Новокузнецкой городской станции по борьбе с болезнями животных выходил к обществу с предложением содержать отловленных собак в построенным весной на средства благотворителей приюте «Шанс на жизнь». Он соответствует всем требованиям, однако может вместить только сто животных.
«На сегодня в городе нет приюта, отвечающего ФЗ-498, готового принимать животных, да и ловцов, которые бы гуманно бы обращались с животными, я не знаю, – констатирует председатель общества. – Мы бы с удовольствием взялись сотрудничать в плане содержания (только с грамотными ловцами). Но у нас нет средств на строительство дополнительных вольеров и на содержание в них животных».
Кемеровчанка Татьяна Медведева так же говорит, что в «Верном» созданы все условия для животных, но принимать новых постояльцев их приют не может.
«К нам обращались из других городов, но пока мы не готовы с ними никакие договоры заключать, потому что мы уже сейчас переполнены и приема никакого не планируется, – поясняет она. – Мы и так, наверное, самый крупный приют в Кузбассе. «Верный» ориентирован на содержание 60 кошек и 80 собак, а содержится 150 кошек и 150 собак. У нас физически нет места. Расширяться не готовы, в первую очередь, из-за нехватки человеческих ресурсов: в приюте не хватает работников – зарплату им платить нечем».
Напомним, «Верный», как и другие кузбасские приюты и квартирные передержки существует на личные средства зоозащитников и пожертвования.
«Если будет достаточное субсидирование, то работа с муниципалитетом возможна, – резюмирует Татьяна Медведева. – Сейчас ситуация складывается так, что мы никакой поддержки со стороны города не видим, хотя приносим реальную пользу».
За прошедший год из «Верного» забрали 58 животных, 12 – вернулись назад.
Где собака зарыта?
Убрать бездомных животных с улиц городов как потенциальную угрозу местные власти пытались и раньше. В техзаданиях некоторых муниципальных контрактов открыто фигурировали «эвтаназия» и «утилизация». Например, в Киселёвске и Мариинске. Среди зоозащитников, в том числе крупных городов, распространено было мнение, что собак отстреливают вызывающим удушье препаратом. В последние годы муниципальные контракты как Кемерова, так и Новокузнецка подразумевали исключительно гуманный отлов.
Цена муниципального контракта на отлов и содержание в течение полугода 300 животных, который администрация Новокузнецка заключила на 2019 год с частной фирмой, – 6845000 рублей. На эти деньги исполнитель должен был в том числе обустроить пункт временного содержания, отвечающий санитарным требованиям. Несколько лет назад (тендеры год от года выигрывали разные компании) зоозащитники обнаружили в Новокузнецке два гаража, в которых собаки содержались, по их словам, в плохих условиях.
Согласно контракту от 4 сентября 2018 года, заключенному между горадминистрацией и муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство», до 31 января 2020 года в Кемерово должно быть отловлено 2576 (!) безнадзорных животных. Стоимость контракта – более двух миллионов рублей. И это только отлов и доставка на место содержания. Как сообщали в мэрии в прошлые годы, животных привозят в муниципальный приют, который в 2017 году передали в безвозмездную аренду одному из зоозащитных благотворительных фондов. Изначально он был рассчитан только на 500 собак и 100 кошек. Даже с учетом расширения питомника за последние годы трудно представить, чтобы он вместил больше двух с половиной тысяч собак. А если учесть, что в предыдущие годы задание было на таком же уровне или даже больше (в 2017 году – 277 животных в месяц, то есть 3324 в год), куда «Спецавтохозяйство» свозит животных, остается только догадываться… На журналистский запрос в мэрию о фактическом количестве отловленных в рамках действующего контракта собак ответа в установленный законом срок автор не получил.
Как уточнили в Парламенте Кузбасса, субвенции в рамках закона могут поступить в города к весне. Хочется верить, что обязанность отчитываться за целевое использование средств сделает работу муниципалитетов с бездомными животными более прозрачной и эффективной.
Кстати
С 1 января вступили в силу правила госнадзора в области обращения с животными (Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2019 г. №1560). Надзорными органами здесь выступают Росприроднадзор, Россельхознадзор и их территориальные подразделения. В то же время федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» (№498-ФЗ) вводит понятие общественного контроля. Граждане РФ на правах общественных инспекторов могут посещать в том числе приюты для бездомных животных и фиксировать правонарушения на фото и видео. Удостоверения общественного инспектора по заявлению выдает орган госнадзора. Порядок деятельности инспекторов, утвержденный Минприроды, также вступил в силу 1 января.