Патент… на активный возраст

21 ноября 2019 | Лариса Максименко

Алексей Михайлович выполняет упражнение на кресле-качалке его собственного изобретения. Фото Ларисы Максименко.

85-летний кузбасский ученый, четыре года покачавшись на изобретенном им самим кресле-качалке, стал стройнее, здоровее и отказался от очков.

Конструкцию этого кресла Алексей Бондарев запатентовал. Теперь таких качалок в мире всего три. Одна стоит дома у Бондаревых, вторая – у их дочки, третья – подарена минувшим летом областному госпиталю ветеранов.

Молва о том, что чудо-кресло поворачивает время вспять, возвращает если не молодость, то хотя бы хорошее самочувствие, быстро расходится по стране. И наш корреспондент отправился к конструктору в Мыски – узнать подробности.

Новая сказка

У калитки я подумала: ошиблась номером. Моложаво-прямой спортивный мужчина, быстрый в походке, улыбнулся:

– Я, я – Бондарев, прошу в дом…

Жена Алексея Михайловича, встречая, поясняет:

– Вы бы видели, каким он несколько лет назад был, как его согнуло… Тогда и начал выход искать. Столько перепробовал всего, пока своё не изобрел…

…Кач-кач – качается кресло с непривычно короткими спереди и длинными сзади полозьями. Сбоку они – вместе с подлокотниками – похожи на литеру Б. Это и есть кресло Бондарева.

Кач-кач – и хозяин, легко оттолкнувшись, уходит из положения сидя в положение лежа, пятками вверх. А потом, вернувшись, начинает рассказывать, с чего всё началось.

Он шел тогда, в 2012-м, по чердаку, по прогибавшимся доскам, посмотреть антенну: предохранитель сгорел.

– Шагал и не заметил балку в темноте. Налетел, прямо по лбу ударила. И – звезды в глазах, и метра три я пролетел, разбился… Два позвонка грудных, два шейных повредил, месяц в больнице, полгода в корсете. Это была моя первая в жизни травма. И я, конечно, старался поскорее поправиться, но…

В январе 2013-го навязалась другая болячка, и стало горло пересыхать. И меня направили к онкологу. Потом прошел май 2013-го, когда я был между небом и землей – ждал окончательного приговора, но, к счастью, заболевание оказалось не злокачественное. Я приободрился, и мне сделали операцию. И я потом решил: надо что-то делать капитально. Прочитал: если травмирован позвоночник, ожидайте последствий… И если первые последствия я уже перенес благополучно, могут ведь появиться и другие? Значит, мне важно устранить первопричину – поставить позвонки на место.

Заниматься гимнастикой на полу не мог – трудно было после травмы вставать. А мне дети на 75-летие подарили кресло-качалку, из магазина. Я про нее редко вспоминал. (Работал Бондарев, инженер-теплоэнергетик, до 77 лет. – Прим. авт.)

И вот, подкладывая валик под спину, стал качаться на подаренном кресле, рассчитывая выпрямить себя. Но оно качалось не очень хорошо, и вообще было неустойчиво.

Потому после первой зимы не слишком успешных качаний Алексей Михайлович и решил: надо что-то с этим креслом делать. Изучил материалы по всем качалкам и придумал, как улучшить.

– У обычного кресла-качалки, у магазинного, полозья – дуга, часть окружности. А я решил: что, если взять… гиперболу? Вспоминайте школьный курс математики… И тогда знакомый столяр сделал мне полозья, как гиперболу, и сначала я их, опытные, на магазинное кресло-качалку, дополнительно поставил. И утвердился в правильности решения. Полозья должны быть загнуты, как гипербола. И заказал столяру полозья уже для моего первого задуманного кресла.

Параметры полозьев в виде гиперболы Бондарев рассчитал и математически, и опытно. И как их лучше к креслу прикрепить, чтобы усилить и облегчить качание, и как защитить кресло от переворачивания.

В итоге сделал первую собственную качалку – с автомобильным креслом и ремнями, с двумя режимами: сидя и лежа. И, главное, чтобы качалось без усилий. А магазинную качалку убрал…

Прямо как про Емелю и печь-самоходку… У вас кресло само качается! – удивляюсь я, поменявшись с конструктором местами.

– Заводское кресло для качания тяжелое, пять минут покачаешься – и надоело… А на моем кресле-качалке-тренажере я теперь все время сижу. Оно, да, качается легко, само… И вернемся назад, для чего я его изобретал? Не для отдыха. А для тренировок. На этом кресле мне тренировать позвоночник – отлично!

Здоровье само собой

А потом Алексей Михайлович понял, что на своем кресле-качалке тренирует не только позвоночник.

– Качаюсь я на качалке, и все мышцы сами собой тренируются. Руки вот сюда (за голову) перевел, и кресло-тренажер поехало, уже опускает мне голову вниз. А ноги – пошли вверх, отеки раньше были – прошли… Так же пресс я специально не качаю. Его кресло качает мне само… Так я и открыл, что все упражнения, для всех групп мышц, не замечая, на моем кресле-тренажере делаю. (Кстати, вывод, что на таком тренажере задействованы, активизированы все группы мышц, подтвердили уже и в областном госпитале ветеранов. – Прим. авт.)

И так я, незаметно даже для себя, выровнял на кресле-качалке осанку, и благодаря ему у меня снизился вес – с 79 до 73, до веса в молодости. И где-то через год качаний понял, что снова могу читать без очков. С 50 лет развилась дальнозоркость, +3,5 было, а теперь даже мелкий шрифт читаю.

Алексей Михайлович оформил патент на свое кресло-качалку, дав имя ему – «Равновесие». Доказал патентному бюро, что опора, дугообразные полозья, сделанные по типу гиперболы, – не оригинальность ради оригинальности, а точный расчет. В его гиперболе есть две точки, которые совпадут с построением по окружности. И поскольку совпадут, то это является основанием для того, чтобы перейти от обычного (известного миру) кресла-качалки к его, «бондаревскому», креслу-качалке. Оно, гордится изобретатель, качает лучше, легче. В нем можешь сидеть или лежать. И оно к тому же уже дало столько бонусов здоровью!

От Екатерины – до «Екатерины»

Все качели в мире делают круг. И истории – тоже…

…Царица, шурша платьем, шла по покоям дворца. Из серии в серию – решала судьбу России, миловала, примечала, ну и пеклась, как все женщины, в старости о здоровье…

Алексей Михайлович очередной сезон телесериала про Екатерину II нынче смотрел, как всегда, качаясь на кресле-тренажере. И был зрителем особенным. По его роду Екатерина когда-то приказом тоже прошлась. Прапрадеда его, участника восстания Костюшко, сослала в Сибирь.

– Их, ссыльных поляков, много тогда осело на Алтае.

Прошли века. И двадцатый век снова сорвал Бондаревых  с места, с равновесия. В тридцатом году объявили врагом народа деда Алексея Михайловича, крестьянина 52 лет. Сказали, что подкулачник. Отделить двух своих уже женатых сыновей он не успел. И все Бондаревы с Алтая попали в ссылку.

А на этапе жена старшего сына стала раньше срока рожать. Дед, известный своей честностью, попросил у сопровождающих отпустить их на волю хотя бы на несколько часов. Мол, отстанут они, в одном из сел попросят для рожающей истопить баню. А потом этап свой догонят. Дед слово конвоирам дал, что не обманет.

– И так и сделал. Как в бане внук родился, и его покупали, накормили, завернули, то и поехали – догонять этап…

Так родился брат Алексея Михайловича. А он сам родился через три года, в Некрасовке за Томском. Село это появилось с ссыльными, вырывшими первые землянки.

– А дальше – детство было, как у всех: учились мы и работали всё время. Помню, в конце войны, мне 12 было, отец уж на фронте погиб, председатель организовал молотьбу… Я солому вывозил, на лошади. Взрослые и дети снопы кидали. А я всё боялся, что не успею. После 12 ночи председатель сказал: «По домам…» И, помню, только я глаза закрыл – стук в окно. 4 часа утра, пора молотить…

А как же игры (все равно ведь детство!), те же качели?

– Не знал…

– Может, потому и заинтересовались на пенсии качалкой, разобрались, придумали свою?

– Ну да, что у детей, что у мужиков так – интересно разобраться, как всё устроено. И телевизор на моей качалке, – Алексей Михайлович продолжает качаться на своем тренажере, – здорово смотреть, полезно…

Кстати

Не мелочь…

Прощаясь, я спросила у Алексея Бондарева, 53 года проработавшего в теплоэнергетике, автора многих изобретений:

– Какое из них для вас до сих пор – важное самое?

– Я был одним из разработчиков системы подачи высокой концентрации угольной пыли (ПВК). Технология разработана здесь, на Томь-Усинской ГРЭС. Мы заменили систему подачи пыли от питателя, угольная пыль стала поступать уже не в большую, а в малую трубу, мы подобрали давление, скорость. Начинали пробовать с 1974 года, к 1980-му определили правильную схему, и она заработала. Это повысило эффективность производства. Привело к уменьшению износа труб, к уменьшению вредных выбросов в атмосферу. И технология разошлась по всему СССР. А я в 1978-м по ней защитил кандидатскую диссертацию.

– А то изобретение еще используется?

– Да. И будет использоваться. И сейчас трудно найти станцию, где его еще нет.

– А ваше кресло-тренажер, по сравнению с тем важным, что внедрено в теплоэнергетике, это уже… мелочь? Развлечение для ученого на пенсии?

– Что вы! Не менее важное изобретение! Да, я начинал его делать для себя. А потом задумался: люди ведь живут всё дольше, и человеку становится особенно важным быть здоровым до старости. Такие тренажеры нужны!

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo