25 марта 2020 | Наталья Гузева

Фото Сергея Гавриленко.

Визит первого заместителя председателя правительства РФ Андрея Белоусова в Кузбасс (об этом мы коротко рассказывали в прошлом номере газеты) оказался суперрезультативным для региона. И речь не только о заключении долгожданного соглашения с ОАО РЖД. Андрей Рэмович обещал Кузбассу поддержку в реализации очень важных проектов: от ускорения строительства обхода вокруг Кемерова до реконструкции взлетно-посадочных полос аэропортов. Свое отношение к Кузбассу и жителям региона Андрей Белоусов сформулировал предельно четко:

«Кемеровская область является важнейшей, опорной части страны. Конечно, мы будем всячески помогать, и проекты, о которых говорили, возьмем на контроль, будем с этим работать».

Встречные гарантии

Примечательно, что визит первого вице-премьера в Кузбасс проходил не в залах администрации, а непосредственно на угольном предприятии: шахте «Талдинская-Западная-1» в Прокопьевском городском округе (входит в состав компании СУЭК). Участники делегации (а это министры, представители РЖД) даже спустились непосредственно в очистной забой, чтобы на деле посмотреть, как добывается уголь. Наш редакционный фотокор, который сопровождал делегацию, удивлялся: «Не помню такого!». Ведь под землей неподготовленному человеку и на таком высокотехнологичном предприятии, как в компании СУЭК, в принципе страшно, а уж подойти к работающему комбайну (что и случилось) вообще непросто…

Чуть позже губернатор Кузбасса напишет в соцсети:

«Расскажу подробнее о недавней встрече с первым вице-премьером РФ Андреем Белоусовым, который приехал к нам вместе с министром транспорта Евгением Дитрихом и главой РЖД Олегом Белозеровым.

Спустились вместе с ними в шахту – специально хотел, чтобы московские гости лично увидели и почувствовали, что такое работа шахтера, и какого труда и смелости требует добыча угля. Пообщались с горняками, ребята работают в непростых условиях, но просить помощь у вице-премьера не стали. Сидя вместе с парнями, сказал Андрею Рэмовичу начистоту: проблемы в угольной отрасли силами одного региона не решить, мы требуем поддержки от правительства. Андрей Рэмович признался, что Кузбассу правительство задолжало, и время долги возвращать. Глядя в глаза нашим трудягам, сообщил, что сделает все возможное для решения проблемы. Иначе говоря, сделает так, чтобы кузбасский уголь мог перевозиться в восточном направлении в необходимых объемах…».

Фото Сергея Гавриленко.

Об этом же говорит и сам Андрей Рэмович. В субботнем интервью «Вести недели» (телеканал «Россия 1») первый заместитель председателя правительства РФ сказал:

«Надо видеть за каждой тонной вывезенного угля людей. Это семьи шахтеров. У меня все больше возникает ощущение, что мы этим людям сильно задолжали…»

И вот долгожданный итог первого совещания с РЖД относительно перевозок в восточном направлении: ОАО «РЖД» обязуется «обеспечить объем вывоза железнодорожным транспортом угольной продукции (каменного угля), производимой промышленными предприятиями Кузбасса в 2020 году в восточном направлении на экспорт, в объеме не менее 53 млн тонн (помесячное распределение указано в приложении к соглашению), во внутрироссийском сообщении не менее 3,55 млн тонн (помесячное распределение также указано в приложении к соглашению)».

При этом железнодорожники взяли на себя обязательство еще и ликвидировать отставание по перевозкам кузбасского угля, которое наблюдалось в январе и феврале нынешнего года.

Значение этого документа трудно переоценить, ведь Кузбасс – в первую очередь край угольщиков. Так что от успешной работы отрасли зависит и зарплата шахтеров (то есть благосостояние их семей), и наполнение бюджета.

«Мы подписали соглашение о вывозе кузбасского угля на Восточный полигон. Вы все знаете, что ситуация сейчас напряженная, и одного четкого решения здесь не существует. Поэтому мы договорились действовать все вместе, шаг за шагом, в ручном режиме. Сегодня это соглашение – первый шаг, – сообщил журналистам сразу после церемонии подписания документа Сергей Цивилев. – Это очень серьезное, компромиссное решение, которое напросто нам далось: РЖД взяли на себя повышенные планы, потому что первые два месяца мы провалились по перевозкам… Им надо это всё компенсировать, и по результатам года выйти на восточное направление по объемам не ниже, чем было в 2019 году».

Как подчеркнул губернатор Кузбасса, важно, что планы перевозок расписаны помесячно.

«А угольщикам важно планировать свои программы, и хотя бы на квартал прогнозировать перевозки. Это – наша общая проблема, которую надо решать сообща», – уточнил глава региона.

Фото Сергея Гавриленко.

Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров солидарен с кузбасским губернатором.

«Абсолютно согласен, что важен план, – уверен глава РЖД. – И в этом соглашении мы, с помощью правительства, получили поддержку, квотирование объемов. Еще какое-то время назад мы имели возможность принимать заявки только за месяц. Теперь соглашение позволяет угольщикам иметь гарантию до конца года. А это – лучшие цены, возможность планировать работу, не создавать лишних запасов, соответственно, экономика предприятия будет улучшаться… Важно это и для РЖД – это совместное понимание отработанной технологии с угольщиками и Кузбассом… Производителю важно иметь гарантии. Сегодня подписанным соглашением мы дали друг другу встречные гарантии. Это ключевой элемент совместной работы. Все наши инвестиции – совместные. Наши технологические циклы неразрывно связаны. И мы вкладываемся сообща».

Как отметил Сергей Цивилев, соглашение касается не только угольщиков, но и, по сути, всех жителей Кузбасса.

«Мы объединились, чтобы выйти из непростой ситуации, – сказал Сергей Евгеньевич. – Ведь в Кузбассе в угольной отрасли работает более 100 тысяч человек. Но с учетом их семей, смежных организаций не менее миллиона трехсот тысяч человек связаны с углем. И полностью зависит бюджет. То есть, все жители региона. Поэтому правительство Кузбасса, я и вся команда будем защищать, прежде всего, жителей Кузбасса. Ведь за всеми этими провозными мощностями, перевозками, портами и шахтами стоят реальные жители Кузбасса, которые должны иметь нормальную зарплату, жить в комфортных городах».

Не только уголь

После подписания соглашения с железнодорожниками состоялось еще одно совещание, посвященное развитию региона, где говорилось об угле, но не только. Глава региона поблагодарил Андрея Белоусова за визит в Кузбасс.

«Это дорогого стоит и означает, что президент РФ Владимир Владимирович Путин и правительство страны уделяет огромное внимание развитию нашего региона. Это означает, что Кузбасс – не один. И хотя ситуация непростая, помощь оказывается. Мы динамично развиваемся: еще в 2018 году нами была принята Стратегия развития до 2035 года, которая создавалась с учетом пожеланий жителей Кузбасса. Когда кризис в угольной отрасли достиг своего пика, у нас было непростое совещание. Два варианта обсуждалось: ужаться или разгоняться, быстро и динамично развиваться. Все проголосовали за второй вариант, – сказал Сергей Евгеньевич. – Мы этот кризис пройдем. Пройдет и кризис в угольной отрасли, и этот коронавирус, всё пройдет. Но Кузбасс выйдет из кризиса не пострадавшим регионом, а мощным и сильным, гораздо сильнее, чем он вошел в кризис… Мы сейчас на большом подъеме, но нам нужна поддержка…».

Губернатор рассказал участникам совещания о проектах, для реализации которых Кузбассу нужна помощь федерального центра.

Один из них – строительство дороги в обход Кемерова протяженностью 47,7 км. Это позволит освободить центр города от транзитного транспорта, улучшит экологическую обстановку и создаст благоприятные условия для развития городской среды – пешеходных зон, объектов малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день на средства региона разработана и направлена на экспертизу проектная документация первого этапа строительства объездной дороги. В апреле будет готов проект второго этапа строительства.

«Наша задача – постараться развернуть стройку обхода Кемерова в этом году», – сказал губернатор.

Также необходимо ремонтировать взлетно-посадочные полосы аэропортов в Кемерове и Новокузнецке.

Кроме того, глава региона отдельно остановился на одном из пунктов программы социально-экономического развития региона, где речь идет о переселении жителей из ветхого и аварийного жилья и жилья с подработанных территорий.

«Это – самый главный приоритет, – отметил губернатор. – Наша программа до 2024 года расписана, но, может быть, еще сдвинуть ее влево: это то наследство, которое досталось нам с довоенных, послевоенных времен… У нас площадки готовы, строительные мощности есть. Это очень важно, и это почувствовали бы все жители Кузбасса», – обратился глава Кузбасса к первому вице-премьеру. «Давайте посмотрим, что можно сделать, – ответил Андрей Белоусов. – Да, это очень тяжелая проблема. Особенно для Кузбасса и еще нескольких регионов. Я с вами полностью согласен – здесь надо посмотреть и посчитать».

Фото Сергея Гавриленко.

Дороги – для машин и самолетов

Министр транспорта России Евгений Дитрих подтвердил, что сегодня на территории Кузбасса реализуются масштабные проекты в дорожно-транспортной сфере. В том числе он отдельно остановился на выполнении регионом инициированного президентом России Владимиром Путиным нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

«Я бы хотел похвалить Кемеровскую область за работу в рамках нацпроекта. Запланированные 2,3 миллиарда рублей прошлого года были использованы практически полностью, 99,9%. Мы сегодня проехали по улицам Кемерова, и это, конечно, высокое качество. Чтобы этот год был удачным, нам необходимо ускорить заключение контрактов на выполнение дорожных работ в 2020 году. В Кузбассе 83 объекта, по моим данным, нужно отремонтировать. По состоянию на 16 марта законтрактованы 47 объектов. Я бы попросил активизировать работу».

Глава региона пояснил, что работа над остальными контрактами – в завершающей стадии, и регион обязательно успеет подготовить всю документацию к началу работ.

Важнейшее значение имеет и строительство обхода Кемерова.

«Сегодня, с учетом выполнения поручения правительства от 2018 года, Росавтодором подготовлено обоснование инвестиций. С учетом того, что этот проект имеет все признаки федеральной трассы, мы и приступали к его проработке, как федерального обхода… Сегодня часть участков обхода была запроектирована областью, необходимо синхронизировать действия», – пояснил Евгений Дитрих.

Андрей Белоусов поблагодарил Сергея Цивилева за самостоятельно подготовленную регионом проектно-сметную документацию и подчеркнул, что проект строительства автодорожного объезда Кемерова является приоритетным для включения в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

«Я поддерживаю этот проект, – отметил Андрей Рэмович. – То, что Сергей Евгеньевич нашел деньги в своем бюджете или даже мобилизовал внебюджетные средства на подготовку проектно-сметной документации, – за это ему огромное спасибо. Далее эта документация должна пройти Глагосэкспертизу. Я надеюсь, что это произойдет в ближайшее время. И я приложу все силы, чтобы этот проект вошел в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Потому что этот проект жизненно важен для Кузбасса. Невозможно же это, когда все эти грузовики идут через город! Мы сегодня видели это. Нам это нужно сделать для того, чтобы люди могли вздохнуть. Тем более что строительство обхода – это еще и развитие бизнеса. Как только мы разгрузим эту трассу, тут же куча малого бизнеса здесь появится. В том же самом Кемерове. Может быть, Сергей Евгеньевич вместе с мэром и жителями решат здесь пешеходные зоны сделать, как в Москве Сергей Семенович сделал. Но пока там грузовики – какие там пешеходные зоны могут быть?»

Нашли поддержку и предложения главы региона о новых взлетно-посадочных полосах в аэроузлах региона. Это недешево: из федерального бюджета потребуется 3,5 млрд рублей на реконструкцию полосы аэропорта Кемерова и 3,3 млрд рублей – в Новокузнецке. Евгений Дитрих предложил пока остановиться на одном аэропорте, кемеровском. Но в финале встречи слово взял руководитель новокузнецкого аэропорта (Спиченково) Виктор Белозеров, который пояснил, что регион очень многое делает за собственный счет для того, чтобы содержать в приемлемом состоянии очень нужный южной агломерации региона аэроузел. В частности, за счет собственных средств были проведены ремонты, которые позволили увеличить прочность полосы на 28% и сэкономили государству (а взлетно-посадочные полосы – собственность федеральная) как минимум один ремонт, увеличив срок службы полосы с 20 до 35 лет.

«Я не перетягиваю одеяло на себя, – сказал Виктор Данилович. – Но Новокузнецк – это не 200 км между аэропортами. Это весь юг, Междуреченск, Таштагол. А это четыре с лишним часа езды до аэропорта в Кемерове! Кроме того, к нам едут туристы на горнолыжные курорты. Это стратегически важный объект для промышленного региона! За десять лет мы увеличили перевозки в 2,7 раза! В последнее время, благодаря Сергею Евгеньевичу, увеличилось число субсидированных рейсов… А сейчас 2,7 миллиарда рублей выделяем на строительство нового аэровокзала. Поэтому, если мы построим новый аэровокзал, но у нас не будет полосы – ну, это нонсенс…»

«Я понял, полоса нужна, – ответил Андрей Рэмович. – Дайте материалы – посмотрим вместе с Евгением Ивановичем (Дитрихом. – Прим. ред.)».

Так что шансы включения двух аэропортов Кузбасса в общефедеральный комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры весьма высоки.

Губернатор Кузбасса также рассказал Андрею Белоусову о строительстве в Кемерове двух крупных спортивных комплексов – ледового дворца «Кузбасс» и спорткомплекса «Кузбасс-Арена» (каждый – на шесть тысяч зрителей). Сергей Цивилев предложил строить объекты на условиях софинансирования из федерального бюджета (83% затрат) и бюджета региона (17% затрат), ведь сейчас они возводятся только на собственные средства региона. Вице-премьер обещал поддержку и в этом вопросе:

«Как я понимаю, они начали строиться на деньги субъекта РФ, сейчас надо просто поддержать, – сказал Андрей Белоусов. – Я постараюсь, чтобы эти вопросы были решены. В конечном счете, это и международное лицо Кузбасса, и очень важные объекты, для того чтобы люди могли нормально здесь жить и работать, и отдыхать, и спортом заниматься».

Восточный полигон – в ряду с Крымским мостом

Но вернемся к углю. Андрей Белоусов озвучил на совещании свою позицию по вопросу, очень волнующему кузбасских угольщиков. Речь идет о «расшивке» узких мест Восточного полигона. Комментируя соглашение с РЖД, Андрей Рэмович подчеркнул, что были приняты решения, важные для обеих сторон, но они носят тактический характер, касаются дня сегодняшнего. Нужно смотреть шире.

«Мы должны восполнить отставание по вывозу угля, которое сложилось в начале года, в январе-феврале, – подтвердил первый вице-премьер РФ. – Но это – вопросы сегодняшнего дня и ближайших месяцев. Нам нужно смотреть вперед: мы должны принять специальный закон, и я этим вопросом займусь лично, по строительству полигона Восточный. По сути, это крупнейший проект Кузбасса – потому что полигон Восточный делался под вывоз кузбасского угля. Для того, чтобы выйти на те цифры, которые были запланированы, в условиях сложной ситуации в экономике мира и в экономике Российской Федерации, нам нужно пойти на беспрецедентные меры. То есть, по сути, сделать такие же изъятия из действующего законодательства при строительстве полигона Восточный, на которые мы шли, когда строили Крымский мост или готовились к Олимпиаде в Сочи. В этом смысле полигон Восточный для вывоза угля мы приравниваем к Олимпиаде в Сочи и строительству Крымского моста. Нам нужно это все сделать и принять в течение весенней сессии. И потом реализовать собственно стройку, с тем, чтобы выйти на те объемы вывоза угля в восточном направлении, которые были запланированы».

Фото Сергея Гавриленко.

Глава РЖД Олег Белозеров обратился к кузбассовцам с еще одним предложением. Он отметил, что пассажиропоток в регионе год от года растет. В Стратегии развития Кузбасса запланирована «организация скоростного движения» поездов сообщением «Новосибирск – Кемерово» и «Новокузнецк – Кемерово». Сроки – с 2025-го по 2029 год.

«В принципе, можно было бы посмотреть по развитию этого проекта в ускоренном варианте. В том числе мы предлагаем рассматривать и наши вокзалы как точки притяжения и развития территорий», – заявил руководитель РЖД.

Так что не исключено, что такие маршруты у нас появятся в ближайшие годы.

«Точки кипения» как драйвер развития

На совещании присутствовали и представители структур поддержки бизнеса. Так, генеральный директор «Фонда развития моногородов» Ирина Макиева и генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева предложили создать совместный с «Точкой кипения» («Точка кипения» – развивающее пространство, удобное для совместной работы над проектами будущего. Каждый может организовать здесь независимое и бесплатное образовательное событие или принять в нем участие. – Прим. ред.) комплексный проект, который мог бы развернуться на площадке Кузбасса.

Также Ирина Макиева выступила с рядом предложений по поддержке МСП и моногородов в непростой период.

«Нужен конкретный перечень проектов, которые необходимо отработать с главами муниципальных образований, для того, чтобы развивать города, бизнес», – дал поручение Ирине Макиевой первый вице-премьер.

«Мы направили в Кузбасс пакет «Фабрика пилотирования проектов», которую хотим развернуть на территории региона, – сказала Светлана Чупшева. – Порядка 30 проектов национальной технологической инициативы (это проекты, связанные, например, с грузоперевозками беспилотным транспортом, цифровой моделью региона, обслуживанием электросетей и проч. – Прим. ред.). У нас есть опыт их внедрения в Новгородской области, Татарстане, Тульской области. Эти проекты бесплатны для регионов».

Также Чупшева сообщила, что кузбасских предпринимателей готовы рассматривать в качестве участников закупок госкомпаний, в рамках проекта «100 городских лидеров» будет продолжена работа по обучению и так далее.

«АСИ – прежде всего банк проектов, которые могут для вас представлять интерес, – сказал Андрей Белоусов. – В том числе это проекты, направленные на молодежь, которая пробует свои силы в технологическом предпринимательстве. АСИ аккумулирует и упаковывает лучшие практики, а затем формирует из них банк… Предлагаю отправить представителей Кузбасса в Москву, чтобы специалисты полностью погрузились в этот процесс, после чего было бы возможно укоренить лучшие практики на кузбасской земле. Во многих регионах «Точки кипения» хорошо себя зарекомендовали. Приглашаем тесно поработать».

Также первый вице-премьер сообщил, что сейчас непростая ситуация с COVID-19 и турбулентностью в экономике жестко контролируется правительством страны. Срок исполнения принятых антикризисным штабом решений сокращен до минимума (день-два).

«Мы работаем очень быстро, – подчеркнул Андрей Рэмович. – Это уже третья особая ситуация (мы это кризисом не называем), которую мы проходим. Но сейчас мы работаем быстрее, чем в 2008 году».

И в этом смысле позиция Кузбасса отвечает вызовам времени.

«Хочу всех поблагодарить за тесную сегодняшнюю работу и за то, что вы делаете, – сказал в финале совещания Андрей Белоусов. – Кемеровская область является важнейшей, опорной частью страны. В этом смысле и речи не может быть о том, чтобы Кемеровская область чувствовала себя брошенной, в изоляции. Конечно, мы будем всячески помогать, и проекты, о которых мы сейчас говорили, возьмем на контроль, будем с этим работать. Вы очень правильную позицию заняли: кризис кризисом, но это текущая ситуация. Самое главное – не потерять стратегическую рамку, двигаться вперед, стараться ускоряться в ответ на те проблемы, которые сейчас возникают».

Прямая речь

Андрей Белоусов:

«Мы должны принять специальный закон, и я этим вопросом займусь лично, по строительству полигона Восточный. Для того, чтобы выйти на те цифры, которые были запланированы, в условиях сложной ситуации в экономике мира и в экономике Российской Федерации, нам нужно пойти на беспрецедентные меры. То есть, по сути, сделать такие же изъятия из действующего законодательства при строительстве полигона Восточный, на которые мы шли, когда строили Крымский мост или готовились к Олимпиаде в Сочи. В этом смысле, полигон Восточный для вывоза угля мы приравниваем к Олимпиаде в Сочи и строительству Крымского моста. Нам нужно это все сделать и принять в течение весенней сессии. И потом реализовать собственно стройку, с тем, чтобы выйти на те объемы вывоза угля в восточном направлении, которые были запланированы…».

Сергей Цивилев:

«Сидя вместе с парнями, сказал Андрею Рэмовичу начистоту: проблемы в угольной отрасли силами одного региона не решить, мы требуем поддержки от правительства. Андрей Рэмович признался, что Кузбассу правительство задолжало, и время долги возвращать. Глядя в глаза нашим трудягам, сообщил, что сделает всё возможное для решения проблемы. Иначе говоря, сделает так, чтобы кузбасский уголь мог перевозиться в восточном направлении».

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo