Нелегальное такси, или Смотри в оба

1 июня 2020 | Илья Девянин

Момент рейда

Только с начала текущего года сотрудники Госавтоинспекции Кемеровской области привлекли к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения более 1300 водителей легковых такси. 14 из них незаконно установили опознавательный фонарь и нанесли цветографическую схему легкового такси. О том, что сегодня происходит в сфере легковых пассажироперевозок, узнавал наш корреспондент.

Небезопасная категория

Инспекторы ГИБДД подразделяют водителей такси на две категории. Первая – «легальные». Они работают на законных основаниях, имея разрешение. Соответственно вторая категория – «нелегальные». В большинстве своем именно эти водители могут представлять опасность для пассажиров.

Для того чтобы заниматься деятельностью по перевозке пассажиров на легковом такси, необходимо иметь национальное водительское удостоверение категории «В» и получить соответствующее разрешение в Министерстве транспорта Правительства Кемеровской области, быть зарегистрированным в качестве предпринимателя или юридического лица либо иметь договорные отношения с предприятием. Водитель такси обязан проходить ежедневный предрейсовый медицинский контроль, проверку технического состояния машины, а также периодический медицинский осмотр. Автомобиль должен быть оборудован опознавательным фонарём такси и специальной цветографической схемой. В салоне должна находиться информация о водителе и наличии у него соответствующего разрешения.

Весь этот перечь условий нацелен на одно – обезопасить пассажиров. Согласитесь, мало кому хочется во время движения на скорости в потоке транспорта внезапно осознать, что водитель попросту уснул за рулем, или же почувствовать, что прямо на ходу у машины перевозчика, например, развалилась подвеска. И это только часть опасностей, от которых не застрахован пассажир нелегального легкового такси.

В ГАИ отмечают, что особенно тяжелые аварии с участием «нелегалов» происходят на межгороде. При этом в последнее время набирают популярность различные интернет-ресурсы, предлагающие услуги по междугородним поездкам с попутчиками. Садясь в автомобиль к незнакомому человеку и доверяя свою жизнь и здоровье водителю, уровень навыков управления транспортом которого неизвестен, пассажиры зачастую подвергаются особому риску. Тем более что в отличие от поездок в пределах населённых пунктов, в данном случае добавляются и другие серьезные опасности. Поездка на большие расстояния может привести к утомлению водителя, а неоправданно высокая скорость движения – к тяжким травмам.

Не менее опасно пользоваться услугами «нелегальных» таксистов, предлагающих свои услуги на автовокзалах. Тут необходимо учитывать и такое различие между официальными перевозчиками и «нелегалами»: в случае поездки на «сером» такси жизнь и здоровье пассажиров не страхуется перевозчиком, при возникновении ущерба здоровья или имуществу компенсация не возмещается. И еще одна важная деталь: выплаты страховых премий при перевозках автобусами, водители которых имеют лицензии, в несколько раз превышает выплаты по ОСАГО.

Повод для отказа

У внимательного читателя, конечно, сразу возникает вопрос: а как определить, где такси легальное, а где нелегальное? Ведь даже в таких агрегаторах, как, например, «Яндекс-такси» или «Такси-Максим», наряду с ответственными извозчиками могут оказаться и водители, которые просто установили приложение и получают заказы. Стоит отметить и то, что компании, формирующие заказы в своих приложениях и по телефону, юридически не несут ответственности за деятельность таких таксистов, ведь, по сути, они предоставляют услуги всем, а самих водителей должны контролировать власти.

Безусловно, для повышения безопасности пассажирских перевозок Госавтоинспекция Кузбасса регулярно проводит профилактические мероприятия по пресечению и предупреждению правонарушений, совершаемых водителями и владельцами легковых нелегальных такси.

С начала текущего года сотрудниками ГИБДД в нашей области пресечено более пяти с половиной тысяч нарушений Правил дорожного движения, допущенных водителями всего регионального пассажирского транспорта. Выявлено 1230 фактов эксплуатации пассажирских транспортных средств с техническими неисправностями. Проведено 250 скрытых проверок соблюдения водителями пассажирского транспорта требований Правил дорожного движения, по результатам которых привлечено к административной ответственности 530 водителей пассажирских транспортных средств. Привлечено к административной ответственности 1640 должностных лиц и 605 компаний-перевозчиков. Также полицейские пресекли 63 факта осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом без государственной регистрации в налоговом органе, квалифицируемых по статье 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, выявлено 55 фактов использования транспортных средств для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа с нарушениями требований части 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 №69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По каждому такому случаю информация направляется в Министерство транспорта Кузбасса для принятия соответствующих мер. Серьезный список нарушений и проверок, не правда ли? Впрочем, вся эта работа, к сожалению, не может дать гарантию полной безопасности пассажиров и отсутствия на дорогах нелегальных перевозчиков.

Потому полицейские напоминают, что пассажиры такси могут и сами принять меры предосторожности. Например, визуально оценить техническое состояние автомобиля и состояние водителя. При заказе такси через различные приложения можно по госномеру автомобиля проверить, имеется ли у водителя разрешение на перевозку пассажиров. Сделать это можно и на сайте Министерства транспорта Кузбасса. Стоит также обратить внимание, есть ли у автомобиля специальный фонарь и цветографическая схема в виде «шашечек», а в салоне машины – информация о водителе. Если даже такие требования не выполнены, это вполне может послужить поводом для отказа от поездки.

Технический осмотр такси.

Для справки

Региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси возложен на уполномоченный орган – Министерство транспорта Кузбасса. Эта же структура имеет полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в налоговых органах или без лицензии.

Такие же полномочия, по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ, возложены и на должностных лиц налоговых органов.

Контроль за соблюдением требования законодательства осуществляется сотрудниками полиции по противодействию преступлениям экономической направленности и пресечению нарушений на потребительском рынке. В компетенции сотрудников Госавтоинспекции – контроль за соблюдением водителями требований Правил дорожного движения, а также привлечение к ответственности «нелегальных» водителей такси.

Согласно ч. 2 ст. 12.5.4. КоАП РФ, за незаконную установку на транспорте без соответствующего разрешения опознавательного фонаря легкового такси предусмотрен штраф для водителя в размере 5000 рублей, для должностного лица – 20000 рублей, для юридического лица – 500000 рублей. Кроме того, подлежит конфискации орудие совершения правонарушения – опознавательный фонарь.

Согласно ч. 3 ст. 12.5.4. КоАП РФ, нанесение на наружные поверхности транспорта цветографической схемы легкового такси без специального разрешения влечёт наложение штрафа на водителя в размере 5000 рублей, на должностное лицо – 20000 рублей, на юридическое лицо – 500000 рублей.

Также сотрудники ГИБДД вправе привлечь к ответственности водителя «нелегального» такси в соответствии с ч.1 ст. 14.1. КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Штраф в этом случае налагается в размере от 500 до 2000 рублей.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo