Неизвестное путешествие… на Луну

20 января 2020 | Лариса Максименко

В мастерской Вучичевича-Сибирского. Те самые горы на Луне (часть картины, слева) — за спиной художника.

105 лет назад  в мире появилась картина, словно написанная… человеком на Луне!

Но ведь до первых полетов в космос было еще далеко… Автор картины — Владимир Дмитриевич Вучичевич-Сибирский, наш земляк, художник-пейзажист, астроном…  Мы показали единственно сохранившееся фото с фрагментом его картины начала XX века — астрономам XXI века с вопросом, как художник заглянул в будущее?…

Художник

… Острый пик пронзил высь, теряясь в темноте. Солнечный луч, скользнув, оживил застывшие потоки лавы. Мир был торжественен и пуст… И был прекрасен и невероятно далек … от Земли. Это была Луна, ее горы… И художник написал так, словно стоял у подножия лунной горы. И картина «Восход солнца среди пиков и кряжей Луны» произвела фурор в Петербурге, на персональной выставке Вучичевича-Сибирского в 1914-м.

— 9 февраля 1914 года художник представил сто одну картину из серии сибирских пейзажей на выставку. Картины имели огромный успех. Они поразили прозрачностью, легкостью… — рассказывает Наталья Артюхова, краевед, филолог из Зеленогорского. (На днях вышла в свет ее книга «Хроники рода Вучичевичей», итог 30-летнего исследования.) – Особое впечатление на зрителей произвела экзотическая картина (та самая, с Луны. – Авт.), выставленная под первым номером. Она написана по непосредственным наблюдениям художника за лунной местностью Апеннины – в его сибирской обсерватории. Над картиной Владимир Дмитриевич Вучичевич-Сибирский работал пять лет…

фрагмент кадра с картиной ближе.

Наталья, изучив хронологию появления «лунных» карт и изображений по миру, пришла к выводу: Вучичевич-Сибирский – благодаря картине «Восход солнца среди пиков и кряжей Луны» — первый в мире художник-космист, писавший масляными красками…

… А петербургская публика в 1914-м была просто ошеломлена его «лунным» пейзажем онлайн вот еще почему… Вучичевич-Сибирский был художником известным, и он, пейзажист, ВСЕГДА писал то, что видел. Никогда ничего не опускал. И никогда ничего не вводил…

— Чтобы написать, например, картину «Разрушенная берлога», она тоже была на той выставке в  1914-м, в Петербурге, художник даже нанял охотников и им заплатил. Они подняли зверя в берлоге, а художник наблюдал за охотой и делал там же, на поляне, наброски…

То есть всегда писал правду…

И лишь раз – написал мечту, опираясь на ему современные научные знания  и на то, что видел в телескоп. И наверняка еще вернулся бы к «прогулкам» по Луне в своих картинах, если бы не погиб с семьей под Крапивино в 1919-м от рук бандитов…

След в след

Прошло более полувека – после картины Вучичевича-Сибирского о Луне. И возле лунных Апеннин совершил посадку модуль американской миссии «Аполлон-15». Это было 7 августа 1971-го. По счету – четвертая высадка людей на Луну. Но первая – в лунных Апеннинах!
И Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин пробыли на Луне, в Апеннинах, почти трое суток, прошли, проехали 27,9 км…

Как раз побывали там, где «ходил» Вучичевич-Сибирский…

Что «увидел» художник на Луне, мы с вами знаем.

А что увидели первые земляне в лунных Апеннинах, кратко, по хронике пресс-службы NASA?

… Когда модуль «Фалкон» сел на Луну, жестко, но без ЧП, Скотт доложил на Землю: «ОК, Хьюстон, «Фалкон» — на равнине у Хэдли». У апеннинского горного пика Хэдли Дельта, значит.

А после короткого сна – ступили на Луну. И Скотт сказал в потрясении: «… Стоя здесь, в Хэдли, посреди чудес непознанного, я осознаю, что есть фундаментальная истина нашей натуры: человек должен исследовать. И это — исследование в величайшем смысле слова».

Осмотревшись, доложил: сели на склоне крутизной около 10 градусов, двумя опорами попав в небольшой кратер. Отработали начало по программе, вернулись в модуль и, сняв шлемы, почувствовали запах лунной пыли. Он был похож на запах пороха…

Дальше — ездили много, в том числе к горе Хэдли Дельта, делая остановки для сбора геологических образцов. Нашли камень, который лежал, как на пьедестале, сверкая на солнце.  «Кажется, мы нашли то, зачем сюда прилетели», — доложил Скотт. И камень вошел в историю как камень Бытия. Предполагалось, что он должен быть фрагментом древней лунной коры и что он прояснит ряд вопросов о происхождении и формировании Луны и Солнечной системы. Но камень оказался моложе, ему 4,1 млрд. лет… И все равно до сих пор считается находкой уникальной…

А что еще сделали первые люди в лунных Апеннинах? Установили флаг США, по заданию. И, тайно, Скотт воткнул в лунный грунт табличку с именами погибших космонавтов Земли. Перед ней —  положил крошечную алюминиевую фигурку Павшего Астронавта…

Гора Вучичевича-Сибирского

… Фотографию с частью «лунного» пейзажа с картины художника-астронома начала XX века сегодняшние астрономы, по просьбе «Кузбасса», рассмотрели с уважением, назвав Вучичевича-Сибирского популяризатором науки.

И пояснили:  Вучичевич-Сибирский «… достаточно подробно мог видеть в телескоп лунные горы». Он, дворянин, обеспеченный человек, приехавший из Центральной России жить в Сибирь – в Томск и дальше, имел телескоп. И «… вполне мог позволить себе качественный, даже по нашим меркам, телескоп». И, конечно, он, глядя  в телескоп на лунные горы, видел только их вид СВЕРХУ. «А вид лунной горы СБОКУ, как на картине, никакая оптика ни тогда, ни сейчас, не покажет…»

Поэтому художник и разрешил себе представить и написать лунные Апеннины с нужного ему ракурса.

— Но на картине вершина слишком вытянута, — говорит юргинский астроном Наталья Никишкина. – Это невозможно – гравитация…

Астрофизик, астроблогер, прокопчанин Алексей Кудря поясняет:

— Такой горы на Луне быть не может. Луна геологически мертва. В связи с этим там нет тектоники… Но на Луне происходят лунотрясения – Луна испытывает гравитационное воздействие нашей планеты. Поэтому горы Луны не имеют таких остроконечных вершин… И на Луне нет атмосферы, поэтому там нет привычной нам полутени, а на картине видна полутень… Так что художник ошибся, как, впрочем, и все, кто занимался попыткой предугадать, что бы увидел человек, оказавшись на поверхности Луны или иного небесного тела. Один из основателей современной астрономии Иоганн Кеплер, например, считал, что кратеры на Луне – строения, которые воздвигли лунные жители. Французский астроном и писатель Камиль Фламмарион был убежден, что на Луне есть растения. (Фламмарион умер в 1925-м. – Авт.) Хотя еще в 1753-м астроном Руджер Бошкович доказал: Луна не имеет атмосферы. И профессиональные астрономы знали, что поверхность Луны безжизненна, еще с 17 века…

Написанное художником в 1914 году пояснение к его Лунной картине…

— Лунные Апеннины – да, пологие горы, как и горы по всей Луне. А откуда художник мог взять такой длинный острый пик?… Когда смотрим на Луну и видим игру света и теней, и кратеры, горы производят ощущение гигантских, на самом деле – это эффект косого падения лучей. И так получаются тени в десятки раз больше, чем объекты, которые их отбрасывают… — объясняет новокузнецкий астроном, преподаватель КемГУ, Артем Читайло. – Кстати, до середины XX века шла дискуссия, какой природы происхождение гор и кратеров на Луне, вулканического или ударного (от метеоритов…) Гора у Вучичевича-Сибирского, как кратер вулкана, и, похоже, он симпатизировал вулканической гипотезе… Ударная теория в науке победила. Но вулканическая, на 100 процентов, не закрылась… Что ж, художник попытался интерпретировать свои наблюдения за Луной, на основе знаний, которые были на начало XX века, а они тогда допускали крайне свободную интерпретацию.

— А возможно в будущем все же найти на Луне, при ее освоении, гору Вучичевича-Сибирского?

— Утверждать, что на Луне нет похожего куска камня, нельзя, — говорит Артем. — Допустим, это окажется не горная вершина, а под сводом пещеры какая-то структура… Всё может быть…

Тем временем

Другой землянин… на Плутоне

Вообще дар художника и в какой-то мере предвидения помогали заглядывать верно в будущее не единожды.

Артем Читайло рассказал «Кузбассу» о недавнем случае: о художнике Доне Диксоне, который… почти предсказал, как будет выглядеть Плутон!

(Напомним, Плутон находится на окраине Солнечной системы. Считается, что через миллиарды лет, когда Солнце станет иным, и обитаемая зона Солнечной системы вынуждена будет сместиться за пределы земной орбиты, то, возможно, на Плутоне будут условия для развития жизни…)

Но вернемся к художнику Диксону.

Еще в 1979-м (!) он сделал рисунок Плутона для обложки книги Клайда Томбо. На рисунке — поверхность Плутона, и это кратеры, затопленные экзотическими вариациями льда.

А в 2015-м систему Плутона впервые увидел с близкого расстояния американский зонд «New Horizons», запущенный с Земли.

И, поразительно, с определенной точки… приходящие снимки с зонда стали напоминать работы Дона Диксона! Только в реальности цвет поверхности Плутона оказался насыщеннее – красно-оранжевый. 

— Естественно, художник не мог оказаться там раньше… — говорит Артем. — Это совпадение… Просто он – художник-иллюстратор научной литературы, он знал материал и примерно представлял условия на Плутоне…

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo