С 28 февраля по 1 марта в Томске прошёл полуфинал всероссийского профессионального конкурса «Учитель будущего» для участников из Сибирского федерального округа. Кузбасс представляла самая большая делегация – 20 команд (60 педагогов). И конкурсанты из нашей области показали отличный результат. Как это было – в материале корреспондента «Кузбасса».
Педагоги проявляют себя
В актовом зале ТГПУ – старейшего педагогического вуза в Сибири – участники конкурса «Учитель будущего» знакомятся друг с другом. На полуфинал окружного этапа приехало более 170 педагогов из восьми регионов СФО. Иркутская и Новосибирская области делегировали по 33 человека, Алтайский и Красноярский края – по двенадцать, Омская и Томская области, а также Хакасия на троих прислали 15 учителей. Ещё шесть участников – студенты сибирских вузов. Но больше всего представителей Кузбасса, со всех сторон слышно: «Мы из Кемерова!», «А мы из Междуреченска!», «Итатский тоже здесь!». А ещё Новокузнецк, Белово, Калтан, Топки, Прокопьевск, Анжеро-Судженск – в общей сложности 60 наших земляков, как опытных преподавателей-предметников, так и имеющих небольшой стаж педагогов. Отсутствие ограничений – одна из отличительных черт первого общероссийского конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия – страна возможностей».
«Ещё одна особенность нашего конкурса в том, что он командный, в каждой команде по три человека, – поясняет руководитель проекта «Учитель будущего» Андрей Богданцев. – Конкурсные задания составлены таким образом, что не предполагается подготовительной домашней работы. Учителя проявляют себя здесь и сейчас. Наша главная задача – чтобы педагоги, приехав на окружной полуфинал, а в перспективе и на финал, объединились над решением общих задач. Часть конкурсных испытаний предусмотрена таким образом, что разные команды будут работать вместе. Нам очень приятно, что конкурс «Учитель будущего» вызвал большой интерес. К нам из Кемеровской области поступило более 1,8 тысячи заявок на участие в предварительном этапе в виде онлайн-тестирования, больше только у Санкт-Петербурга».
Из Кузбасса на конкурс поступило более 1,8 тысячи заявок.
Предстартовая разминка
В ожидании первого испытания под названием «Дебаты 2.0» участники конкурса строят предположения, какие темы будут даны для дискуссии. Ведь сфера образования включает в себя множество вопросов, которые не имеют однозначного ответа. Разминаясь перед стартовым заданием, педагоги в коридоре обсуждают, какими в будущем должны стать учитель в частности и образование в целом.
«Мы видим будущее школы в метапредметном направлении, в интегрированных уроках. Нам очень импонирует финская школа образования, которая предполагает изучение не каждого предмета в отдельности, а когда знания в разных отраслях соединены в один пазл. То есть какой-то временной период или явление рассматриваются со всех сторон, – говорит Юлия Стрельникова, участница команды средней общеобразовательной школы №2 г. Топки. – Я думаю, это и самим учителям будет интересно, потому что они будут хорошо знать не только свой предмет, и детям, которые получат полную картину мира. Я хоть и преподаватель английского языка, однако дети часто задают вопросы, касающиеся истории или географии, и я должна дать им правильные ответы».
«Дебаты 2.0» проходили сразу в нескольких аудиториях. Дискуссионные вопросы были одинаковы для всех участников, эксперты, в первую очередь, оценивали умение учителей аргументировать свою позицию и вести конструктивный диалог. Правда, темы для обсуждений организаторы конкурса попросили сохранить втайне, ведь полуфиналы ещё не прошли в большинстве федеральных округов России.
Беловские учительницы, удостоившиеся главных лавров, с организаторами конкурса.
Двойная командная победа
Кейс-игра – это другой этап «педагогического триатлона», посвящённый решению затруднительных обстоятельств, с которыми учителя сталкиваются в повседневной практике. Ученик не согласен с поставленной ему оценкой, в классе во время урока очень быстро разгорается конфликт между группами школьников, попытки детей сорвать занятия – схожих ситуаций могут быть сотни. И учителя, которым во время кейс-игры описывают конкретный школьный конфликт, должны найти оптимальный способ его разрешения.
«Я работаю в начальной школе, и даже там без конфликтов не обходится, хотя дети ещё совсем маленькие. И если назревающие конфликты сразу не загасить, они могут перерасти в серьёзные проблемы. Главное, чтобы после разбора ситуации ты оставался в глазах ребёнка честным и справедливым, чтобы после конфликта ребёнок к тебе относился даже с большим уважением, чем после конфликта, – рассказывает, опираясь на собственный педагогический опыт, Людмила Толмачёва из средней школы калтанского посёлка Малиновка. – Вообще, формат конкурса очень необычный и интересный, я в таких ни разу не участвовала. Если честно, сначала, когда только приехали, было страшно и непонятно, а по ходу прохождения испытаний появляется такой азарт!».
Как говорят другие конкурсанты, работа в командах им знакома. Многие педагоги в своих школах, гимназиях и лицеях коллективно разрабатывают проекты и программы развития. В каждой команде собраны профессионалы, причём кто-то прекрасно себя чувствует в роли организатора, у кого-то чуть лучше развито креативное мышление, другие в совершенстве владеют научно-методическим аппаратом. Но если коллеги из одного учебного заведения хорошо знакомы друг с другом, то с учителями из других регионов необходимо сработаться в течение дня.
«Испытание «Методический конструктор», где надо было придумать что-то новенькое в образовательном процессе, мы проходили в паре с командой из Иркутска, – говорит учитель информатики и ИКТ из лицея №22 г. Белово Наталья Химченко. – У нас сплочённая команда, и когда мы взаимодействовали с другими участниками, было удивительно, насколько люди открытые, как они охотно шли на контакт. Чувствовалось, что все мы занимаемся одним большим делом. Вместе с иркутянами мы разработали интерактивный «лист», представляющий собой электронный образовательный тренажёр. Ученику даётся научно-популярный текст, он должен его осмыслить, значение непонятных терминов посмотреть в интернет-источниках. Далее, например, передать его смысл в картинках не умеющему читать дошкольнику или перевести главную мысль на английский язык. Мы придумали разные формы, чтобы при освоении материала были задействованы различные школьные предметы и способы интерпретации».
По словам конкурсантки из Белова, объединённая кузбасско-иркутская команда дорабатывала свой интерактивный «лист» даже ночью. Изначально хотели использовать в проекте как можно больше интернет-сервисов, но, по совету экспертов, выбрали вариант «лучше меньше, да лучше». Этот ход оказался выигрышным: команда беловского лицея №22 не просто прошла в финал, но и совместно с иркутскими товарищами получила специальный приз – мини-станции «Алиса» и сертификат на прохождение курсов по разработке электронных пособий. Кроме того, эксперты в дальнейшем помогут авторам довести проект до ума и посодействуют в его продвижении.
«Когда на подведении итогов объявили нашу команду – это был восторг! В этом конкурсе самое главное – конечно, команда, которая вместе с тобой участвует, единение, быстрота мыслей, креативность. Главное – идти вперед и не останавливаться, – делится впечатлениями лидер беловской команды, учитель английского языка Елена Глушкова. – Получается, что мы дважды победители, и наш труд, наш мозговой штурм – они прошли не зря. Вообще весь конкурс «Учитель будущего» – это мозговой штурм. Работы у нас много впереди, будем готовиться, впереди у нас Москва!».
Окружной полуфинал стал триумфальным для Кузбасса. Если от Новосибирской области в финал вышли три команды, от остальных регионов и того меньше, то Кемеровская область в столице будет представлена сразу пятью командами (из 13 финалистов от СФО). Решающий этап состоится в следующем месяце, кузбасские педагоги поборются за главный приз – заграничную стажировку.
Итоги
Финалисты конкурса «Учитель будущего» от Кузбасса:
* Гимназия №21, г. Кемерово: Валерия Климкина, Елена Лысенко, Дарья Ма Динь.
* Средняя общеобразовательная школа №30 имени Н.Н. Колокольцова, г. Калтан, поселок Малиновка: Людмила Толмачева, Елена Борик, Наталья Нестерова.
* Лицей №20, г. Междуреченск: Наталья Юрченкова, Лариса Пугачева, Анастасия Сидельникова.
* СОШ №90, г. Кемерово: Ольга Дектярева, Ирина Илюхина, Татьяна Филатова.
* Лицей № 22, г. Белово: Елена Глушкова, Елена Белова, Наталья Химченко.