Жила-была девочка…
23.03.2020Священная гора предсказала шорской школьнице будущее и… вклад в «Книгу рекордов Гиннесса»!
… Еще совсем маленькой Таня и ее мама, очень любившая дорогу и имевшая полно родни, прошли пешком по многим деревням Горной Шории. В простых русских платьях. Часто по траве босиком. Обуваясь на горячих камнях и щебенке… И Таня слушала в домах шорскую речь, понимая, но говоря мало (за советское время многие народы обрусели).
… А прошли годы… Таня вернула себе шорское имя Таяна («звучание горного эха»).
Нынче зимой шорским платьям междуреченского этнодизайнера Таяны Алыповой в Испании, в Мадриде, на мировом показе, на «Worldvision Fashion Show», все кричали: «БравО»! БравО»!
И ее коллекция (вместе с шорскими украшениями дизайнера Сандуз Фаткулиной) вошла со всеми этноколлекциями с показа, с четырех континентов, — в новый мировой рекорд «Книги рекордов Гиннесса»! И такого в истории Шории и Кузбасса еще не было!
Сплав
… Медаль на синей ленточке («Official attempt»), с логотипом «World records Guinness», на днях пришедшая в Междуреченск, сияет маленьким солнышком на стене.
Таяна – 35-летняя многодетная красивая мама (кстати, еще в недавнем прошлом, победительница областного конкурса «Краса Шории») – снимает и показывает медаль с гордостью. «Estamos conectando las culturas y moda del todo mundo», — бросается мне в глаза строка с открытой в ее телефоне странички с показа. – «Мы соединяем культуры и моду всего мира…»
На диване – горой лежит платье, одна из первых работ этнодизайнера. Оно не похоже на обычные шорские платья. Оно, оно… просто волшебно!
… Таяна принесла его из шкафа – показать, с чего всё начиналось…
… Ведь жила-была шорская девочка. В ее роду были певцы, художники и люди обычных профессий. А она в школе-интернате мечтала стать хореографом. Там же, в 1990-х, с общей волной возвращения к истокам, к изучению шорского языка и традиций, решила поступать в пед, стала студенткой кафедры шорского языка педакадемии.
— Но, получалось, я всегда шила. С детства у меня все старые вещи были разрезаны на крой… И в институте шила шорские традиционные костюмы, мы в них ездили на фестивали, ставили обряды, танцы…
… И занятия по шорскому фольклору Таяне дали не только знания, но и… Начало понимания одного невероятного события, из детства, которое никак не объяснить, разве что наследием предков да зовом крови…
— Я тогда еще в десятом классе училась. Для похода – отобрали лучших, и мы по реке сплавлялись… Пока плыли, солнце сияло, небо таким синим было… А за поворотом остановились, разбили лагерь. И резко ливень начался. Наша руководительница еще сказала: «Духи чем-то недовольны…» Была, была весь день отличная погода – и вдруг такая перемена… И она пошла делать обряд, «кормить» духов, а мы все в палатках уснули, — вспоминает Таяна. – И мне приснился сон…
Стою я на верхушке священной горы Айган. Гора – раскрыта… Я стою… в воздухе… там, где гора разошлась… Что-то держит меня над пропастью. (Позже я узнаю: если верх горы раскрывается, то оттуда выходят духи – наградить или наказать…)
И на мне был такой необыкновенный шикарный костюм!… И дальше – душа моя полетела птицей, над Шорией, над моим народом, и я видела праздники, костры.
А тело – … оно оставалось на месте, оно, застывшее, гудело, будто пело.
А потом я вернулась и проснулась… Сразу пошла и руководительнице всё рассказала. Она – мне: «Тебя духи выделили, ты сделаешь большое дело, значит. Но почему — тебя?» А я тогда нелегким, неусидчивым ребенком была, то без разрешения на кедр залезу, то на лошади ускачу…
… В вузе, после лекций по шорскому фольклору, Таяна про то особенное шорское платье из сна кое-что, наконец, поняла. И преподавательница, выслушав ее, подтвердила, похоже, костюм на ней во сне был, как у одной из героинь шорского героического эпоса. Как у алып-кыс, так называли девушек-богатырш.
… Вообще в эпосе одежда даже главных богатырей описана скупо, общими словами. Кожаные сапоги, шапка из чернобурки, одежда и металлическая защита сверху – золотые. А как одевались защитницы, вообще кануло в лету…
— А я видела во сне на себе платье, на нем – крылья – не крылья, скорее, высокий ворот… И ведь в школьное время я шорского героического эпоса не знала, не читала…
И с тех пор я и пытаюсь костюм из сна, который, с годами поняла, был вещим, разгадать и сшить… И вот оно, это платье (с трудом поднимает его с дивана – в рост, встряхнув, и тяжелый атлас красиво струится до пола. – Авт.). Оно из еще первой двадцатки моих работ. И оно — первая попытка платье алып-кыс воссоздать…
Взрыв
Скорее всего, после педакадемии, занявшись преподаванием и шитьем, Таяна, уже вышедшая замуж, родившая сына, так бы и шила в шорской традиции, как все.
Но страшная ночь с 8 на 9 мая 2010 года изменила всё.
— Муж работал на шахте «Распадской», он должен был придти со смены в четыре утра. Но был в полночь в шахте взрыв, второй (и погиб 91 человек. – Авт.). Костя Торчаков, мой первый муж…, погиб в первом взрыве… Ему было 25… После похорон я не жила, …я не помню, как жила… Еще и мама умерла моя тогда через полгода после взрывов на «Распадской»…
… Они тогда спасли друг друга – свекровь и невестка Таяна, поддерживая, утешая. И еще Таяну спасло тогда шитье. И боль стала с годами утихать.
И она выучилась еще, получила диплом художника по костюмам.
И вышла во второй раз замуж, кстати, за парня, который тоже, получается, ей — по судьбе.
— И с первым, и со вторым мужем мы ведь впервые увиделись на празднике. Оба подошли ко мне одновременно тогда, познакомиться. Но Костя меня, представившись, украл, как невесту, перекинул через плечо… Я вышла за него через полтора года… А после его гибели мы встретились с Николаем через несколько лет, случайно… И вскоре поженились. У нас — большая семья, трое детей, бабушки… Моя первая свекровь мне по-прежнему мама…
… И все это время Таяна шла к созданию «своих» шорских платьев, и так стала этнодизайнером… И уже в ее платье была одета «Мисс Россия» Эльмира Абдразакова. И об ее платьях говорил Юдашкин. И на конкурсах шли споры по ее моделям…
— Не все понимали мое видение шорского костюма. Все шили традиционно, а так, из сказки, не подавали… Я искала, как традиционный шорский костюм можно модернизировать, стилизовать, смоделировать, представить красочно, с яркими контрастными вставками, с вышивками, орнаментом…
И ее работы вышли на международный уровень.
… А потом, полтора года назад, Таяна начала коллекцию — по легендам Горной Шории, перечитав фольклор, научные работы, свои лекции, и еще не представляя, что эта серия платьев попадет в Испанию, в Мадрид… И в эту коллекцию вошло уже второе, похожее, но уже лучше Таяной «рассмотренное» и понятое платье из сна её у священной горы, платье алып-кыс, шорской богатырши. Что ж, Таяна по второму мужу стала Алыпова…
Мадрид
А то, как шорские платья попали в Испанию, — целое приключение!
Так совпало. Коллекция «Легенды Горной Шории» (с вышивкой нитками, бисером, ракушками…) была готова в конце прошлого года. Ее сшили Таяна и Сандуз (дизайнер по украшениям).
А в начале 2020-го Таяна в инстаграме узнала про мировой показ моды в Испании. Написала организаторам, отправила фотографии работ. Думала, будут сложности – с языком, и что придется долго испанцам пояснять, что шорцы – народ, которого всего около 13 тысяч человек в мире, что они живут по югу Западной Сибири, Кузбасса…
Ответ пришел вдруг на русском. Ольга Иф, руководитель испанского агентства дизайнеров, написала, что она в восхищении (от работ Таяны и Сандуз). И что ее вообще сразило: коллекция – из ее родного Междуреченска!
Но не землячество сыграло свою роль – талант.
И шорскую коллекцию к мировому показу мод приняли. А дальше…
— Мы собрались с мужем на показ лететь. Бабушки, понимая важность события, вызвались посидеть с детьми. Но выяснилось, мы все равно опаздываем… Тогда Ольга Иф нашла выход. Мы нашу коллекцию отправили в Казань, и прима-балерина Алина Штейнберг, выезжавшая на показ в Мадрид, взяла ее с собой.
Показ был 8 февраля. Наши платья представляли девушки-модели: испанки и мексиканки. И наши костюмы ТАК принимали!
Из-за разницы во времени я посмотрела, как прошел показ, только утром. И когда увидела съемку, и как нашу шорскую коллекцию встречали, и стала читать отзывы о нас, и увидела «гифки» — фанфары, салюты, и что мировой рекорд для «Книги рекордов Гиннесса» зафиксирован — «Самое большое количество моделей на мировом показе мод (моделей — в смысле – представленных платьев, их всех было на показе около 500, а шорских костюмов – 10, и в показе участвовали 80 этнодизайнеров мира. – Авт.) , я заплакала, — признается Таяна. — Потому что вспомнила все ночи с иголкой… И потому что поняла: наша коллекция завершила работу достойно!
А позже, уже известно, позвали, шорскую коллекцию покажут в разных странах. И, конечно, к ней добавятся еще новые шорские платья Таяны… А еще Таяна полна идей, как соединить туризм в Кузбассе и этномоду…
… А как рекорд Таяны оценили в семье? Все домашние и близкие – на таком подъеме!
— Мам, ты прямо в «Книге рекордов Гиннесса»? Да ты крутая, — обняли старшие – 11-летний Егор и 3-летняя Николь.
— Я всегда в Таяну верила! – сказала мама (первая свекровь) Светлана Григорьевна. – А одно из платьев, которое было в Мадриде, оранжевое, я — до того — надевала! Оно и мне впору.
… А 11-месячный Гордей, всё наше с Таяной интервью ходивший с мамой по квартире за ручку (он вот-вот пойдет сам), поиграв игрушками, затребовал самую лучшую в мире игрушку — медаль от «Книги рекордов Гиннесса». И попробовал ее на зуб.
Читайте также:
- Такой была Вера
- Уникальная и первая в своем роде операция была…
- Двое маленьких детей в Новокузнецке ушли из дома…
- Яна Поплавская: «Я была чудовищной хулиганкой»
- Посевная компания в Кузбассе была скорректирована…
- В Берёзовском была замечена дружелюбная лиса
- В январе инфляция в Кузбассе была ниже средней по стране
- Чтобы земля была благодарной