Виктор Семенович и не заметил, как за годы квартиру превратил в музей. Фото Ларисы Максименко.

Кузбасский мастер превратил свою квартиру в музей, украсив мебель и другие предметы быта камнями и стразами Сваровски. Он сделал даже «императорский», с короной, сейф!

… Всё началось строго-конспиративно, с проверки моего паспорта. 73-летний мастер Ржев, согласившись по телефону показать свою коллекцию, шел ко мне от многоэтажки навстречу на снеговом ветру в домашних штанах, футболке и в тапочках на босу ногу.
— Извините, паспорт! Без этого – никак, из-за Вас сигнализацию отключил…
Озяб, но терпеливо дождался, пока, не предвидевшая этой контрольной рамки я найду паспорт, и журналистские «корочки», и открою в телефоне наш газетный сайт и одну из недавних статей с моей фамилией под заголовком, кивнул, вчитался, склонился, сверил меня с фото. И наконец, пригласил следовать, махнув левой рукой и сверкнув синим камнем с перстня…
— Извините, ко мне приходят лишь надежные люди…
… Нерушимые правила эти стали понятны, как только мы вошли и я увидела сверкающий каменьями и узорами, инкрустированный ими снаружи и внутри сейф и все в камнях остальное…
… При зашторенном окне – для красок самое то… — все оттенки синего, белого, красного переливаются, искрятся, «стреляют» через всю комнату от шкатулок, светильников, ваз в стиле ретро, крошечные маковки церковных куполов и цветы золотятся, даже от телевизора и аквариума и от шкафов – брызги золотых стрел под старину и лучи камней… Как в кино про сокровища…
— Но… здесь нет никаких драгоценностей! Только сталь, латунь, бронза, бижутерия, камни и стразы Сваровски, всё… – идет впереди к сейфу в углу, по узкому проходу, мастер Виктор Семенович, проводя мне мини-экскурсию. Комната заставлена его произведениями, их около ста… Из жилого в комнате – лишь узкий диван у входа… Иду шаг в шаг, от взрыва чувств не вписываюсь в поворот, и на ковер падает, — слава богу, цела, задетая локтем золотистая вазочка…
— Какая Вы все-таки живая… женщина, осторожнее, — оборачивается мастер, но вот последний шаг и даже мастер уже обо всем забывает, любуясь… – Как? Красиво горит?
И, видя мое изумление, продолжает про свой Царь-сейф, с гордостью напирая на «ш»:
— Ш-шикарная работа. Вот эта-то моя ручная работа мне и дорога!…
Сейф – под рост новокузнецкого мастера.
Сейф двухъярусный.
Сейф, обхожу, отделан со всех сторон, даже со «спины», как драгоценное пасхальное яичко, повторюсь, снаружи, и инкрустирован блеском камней и узорами точно так же внутри. Среди украшений легко угадывается линия короны. Нижний большой вместимый ярус-ларец разделен на части, на еще сложные тайники… И секретных мест у сейфа, в котором, мастер при мне открывает и насчитывает вслух четыре сейфа в одном, еще много!

Царь-сейф отделан внутри и со всех сторон, как пасхальное яичко. Фото Ларисы Максименко.

Верхний ярус сейфа… Фото Ларисы Максименко.

… и открытый верхний ларец сейфа. Фото Ларисы Максименко.

Мечта пролетариата
Но зачем рабочему Виктору Ржеву (жестянщику, слесарю по ремонту высокоточного оборудования, инженеру, преподавателю, сварщику, электрику, токарю, фрезеровщику, шлифовальщику, маляру, ювелиру, кузнецу, электронщику, чертежнику…) вообще нужен сейф?!
… Причина – в 1990-х, в смене курса страны, в задержках зарплат и в дефолте, и как народ тогда выживал, и как классному рабочему всегда важен инструмент…
— Не люди были виноваты тогда, само время… Я, помню, намучился, на предприятии появились люди одного дня и от них — воровство. Положишь на место инструмент, подойдешь, а сверла нет, или молотка… И тогда я решил сделать себе первый в жизни сейф, для моего инструмента. А тут меня начальство перевело, подсадило с общего проходного цеха — к одному в комнатку, а там в том числе стояли маленькие станки, столовые, они ставятся на верстак, фрезерный, сверлильный, токарный… И я сделал сейф себе — простой, красивый, но без украшений еще, но уже с подсветкой и с музыкой – в дверке, она играла, когда я сейф тот открывал, закрывал… — с удовольствием вспоминает мастер.

Люстры и светильники компании Maytoni вы можете заказать на сайте https://inventrade.ru/info/brands/maytoni/. Лаконичность, инновации и доступная цена — три отличительны признака люстр и светильников Maytoni.

Но первый сейф пробыл у Виктора Семеновича недолго. Однажды утром пришли к нему директор и главбух, посмотрели сейф. Оказалось, ночью были воры, и из кабинета главбуха, со второго этажа, компьютер украли. Напомним, то были годы первых компьютеров.
— И вот начальство приняло меры безопасности и забрало у меня сейф, хоть я и не хотел его отдавать. Но меня, правда, не обидели – заплатили мне за сейф полцены, сказав, что на рабочем же месте я его делал… С тех пор, когда меня заводы, на которых я еще работал, просили сделать для кого-то сейф, я делал. И за 1990-е сделал семь сейфов – для других, но так и не для себя.
Наконец, лет двадцать назад Виктор Ржев сделал сейф — СЕБЕ, и им никто из «верхов» не успел заинтересоваться, и Ржев успел попросить на предприятии машину – перевезти сейф – домой… И 350-килограммовый металлический ящик подняли к Виктору Семеновичу в квартиру, поставили туда, где стоит до сих пор.
…И этот тогда еще просто-сейф с гладкими боками и дверками, был, по сути, почти готовый, но мастер мучился, что бы в нем сделать еще, простоял дома у Ржева два года. Виктор Семенович сменил работу, на новом предприятии было ему не до домашних недоделок. И сейф дома всё был пустым – рабочему человеку в 1998-2000-х копить было нечего – в смысле денег. А инструмент дома у Ржева тоже всегда на месте – дома молотку не нужен сейф…
… Но шло время… Виктор Семенович, подходя к телевизору, все чаще стал поворачиваться к сейфу рядом… И все чаще стал вспоминать… Эрмитаж! И осенило, а не украсить ли ему сейф?
— Мы росли в СССР в простоте, на правиле: ничего лишнего… А страна же после распада СССР менялась… И вот я заметил: появились в продаже не драгоценные, но красивые камни… Да и на работе начали платить, и на подработке тоже, и я … начал покупать камни…

Чудо-птичка и … Царь-сейф
В Эрмитаже Ржев был три раза. Как «заболел» им впервые, в 1976-м, так и – на всю жизнь…

Ржев впервые побывал в Эрмитаже в 1976-м, вскоре после армии… Фото Ларисы Максименко.

— Я был по турпутевке – по пушкинским местам, вскоре после армии… — поясняет.
…Сейчас почти невозможно представить, чтобы молодежь тратила бы свой отпуск на Пушкина…
— А мы стихи Пушкина любили, и хотели о нем и его времени, и об истории страны знать больше… И когда я в конце той путевки попал в Питере в Эрмитаж. Я шел по залам Эрмитажа и думал: «Блеск, красота, восторг!» Какими счастливыми были цари, их семьи, среди этого жившие! Там собраны все шедевры ручного труда, в том числе по металлу, с инкрустацией…
А больше всего мне в Эрмитаже запомнилась птичка. Я случайно попал на экскурсию не для простых, и птичку включили. Она была, как живая… До сих перед глазами… Так и вижу… Поет, крылышками машет, головкой тоже, и вся в драгоценных камнях! Великий мастер ее сделал и камни на ней изумительные… Я три месяца, после Эрмитажа, не мог найти дома покоя, так вспоминалась красота…
… Вот я и подумал, спустя годы, что, если я тоже камнями …мой сейф украшу?!… Мою работу и камни простые мне неловко с произведениями в бриллиантах в Эрмитаже сравнивать… Но у меня получилось, и на моем материале, ш-шикарно…

Мастер гордится своим сейфом. Фото Ларисы Максименко.

… Там четыре сейфа в одном и еще много тайников! Фото Ларисы Максименко.

А почему я смог? Пригодился большой опыт работы по ремонту металлообрабатывающих станков. Вы один миллиметр представляете? Разделите его на сто частей. Вот с такими размерами мы на заводе работали… И так я, начав украшать сейф, взял, например, слона (крошечную фигурку. –Ред.). И как его к крышке сейфа прикрепить? Но ты берешь ножку слона, делаешь нарезку внутри… Диаметр – миллиметров пять, а сверлил я на два миллиметра… И даже еще меньше отверстия делал – это внутри дверцы сейфа, на два миллиметра диаметром, с учетом резьбы…
… И сейф мастер Ржев украшал, совершенствовал несколько лет! Встроил в него всякие механизмы, плюсом к строгим охранным. И его сейф стал называть температуру, получил вдобавок цветомузыку, магнитолу, встроенный компьютер… И сейф играет 32 мелодии. А надоест –ж-ж, антенна, ловит радиоволну.
— Или могу вставить флешку и слушаю новое… Сейф, когда он живой, включенный, мне и музыкальная шкатулка (ретро), и музыкальный центр (сегодняшний день)… В Новый год включенный сейф сияет лучше елки, и я елку себе не ставлю… Сейф время мне говорит… Но в первую очередь он – именно сейф, с сигнализацией, видеокамерой, с охранной и другой электроникой, с толстыми стенками… Он — Сейф! Хотя я лично деньги никогда в него и не складывал. Деньги для меня так главным в жизни и не стали…
— И все-таки зачем Вы сделали сейф? – под конец снова спросила я мастера, одинокого по жизни, не привыкшего сидеть, уже взявшего кисточку, начавшего чистить ею камни. – Вас позвала красота?
— И красота тоже. И потянуло что-то сделать в жизни необыкновенное, неповторимое! – подумав с минуту, признается Виктор Семенович. – А потом меня тянула к доделке сейфа моя к работе страсть…
… Я попрощалась. Дверь медленно закрылась под тихий – старинным веером — свет солнца и перекрест лучей камешков. И под звон «дождя» из стекляшек гирлянд. И под три удара сейфа: его часы пробили три часа дня. Мастеру пора работать…

Сейф чистит кисточкой всего за 15 минут. Фото Ларисы Максименко.

PS. Сейф – молод, мастер в надежности и ретро-красоте сейфа уверен лет на двести, минимум. Но сам Ржев – «… я не вечен, я пенсионер, три года как уже не работаю». И вот мастер стал о судьбе сейфа нынче переживать. И, хоть и трудно расстаться ему с лучшим произведением в его жизни, но он начал подумывать о том, чтобы продать «императорский» сейф человеку с душой, умному и понимающему труд и красоту…

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo