В октябре вступили в силу поправки с закон об ОСАГО, в соответствии с которыми лимит выплат при оформлении аварии по Европротоколу (без вызова сотрудников ГИБДД) увеличился вчетверо: со 100 тысяч рублей до 400 тысяч. Насколько реально для кузбасских автовладельцев получение таких сумм?
По данным ГИБДД Кемеровской области, ежедневно в нашем регионе совершается порядка 200 дорожных аварий (точнее, от 170 до 250, в зависимости от времени года и дня недели). За девять месяцев текущего года их было около 54 тысяч. В 1958 ДТП были травмированы или погибли люди. Остальные «ограничились» материальным ущербом и теоретически попадали под «простое» оформление без участия ГАИ. При условии, что в аварии задействованы два автомобиля, не был причинен ущерб третьим лицам и нет разногласий между водителями по поводу того, кто виноват.
Сколько именно кузбасских водителей на самом деле прибегает к Европротоколу, в областной ГИБДД сказать не берутся: такой учет никто не ведет. Российский союз автостраховщиков (РСА) приводит данные по стране в целом: таким образом оформляется уже каждая третья авария.
Если применить этот расклад к Кузбассу, получится, что «упрощенкой» у нас ежемесячно пользуются участники порядка 2000 аварий. Это и есть потенциальная когорта тех, кто может рассчитывать на четырехкратное увеличение выплат. Но вот стоит ли? Когда Европротокол вводили, участники ДТП жаловались, что страховщики нередко отказывали в выплатах на том основании, что извещения заполнены неверно.
«Сегодня таких жалоб нет, – отмечает Анна, начальник юридического отдела одной из кемеровских фирм, специализирующихся на защите прав автовладельцев. – Даже если какие-то графы в протоколе заполнены неправильно, страховые компании идут навстречу участникам ДТП, приглашают их к себе и вместе вносят уточнения. В основном потерпевшие стороны недовольны занижением сумм выплат страхового возмещения по ОСАГО. Компании, которые почти не грешат этим, можно пересчитать по пальцам одной руки. За год в нашу фирму за проведением независимой экспертизы ДТП обращаются порядка 250 водителей. По результатам независимой оценки мы составляем претензии в адрес страховщиков. А когда те отказываются урегулировать вопрос в досудебном порядке, защищаем интересы клиентов в суде».
По данным сервиса ДубльГис, только в Кемерове независимую оценку ДТП проводят сегодня 64 организации. В Новокузнецке их еще больше: 81.
А в начале октября эксперты РСА разместили на своем сайте информацию о том, что за год сумма штрафов, неустоек и прочих судебных расходов, взысканных со страховщиков по закону о защите прав потребителей, составила 7,7 миллиарда рублей. Тогда как собственно выплаты автовладельцам (тоже по суду) – только 5,9 миллиарда. То есть страховые компании выполняли свои обязательства не добровольно, а за очень дополнительную плату. А ведь максимальная выплата по Европротоколу составляла тогда всего 100 тысяч рублей…
Тем, кто всё же рассчитывает получить сейчас до 400 тысяч, следует выполнять еще одно важное условие: оформлять «дорогие аварии» и на бумаге, и, параллельно, с использованием аппаратуры ГЛОНАСС. Правда, такими спецустройствами оборудован лишь транспорт последних лет выпуска. Владельцам более старших авто рекомендуется скачать на смартфон бесплатное приложение «ДТП. Европротокол»: оно само будет пошагово подсказывать правильные действия, вплоть до выбора ракурса для фотографий. В обоих случаях электронные данные о ДТП поступят в информационную систему ОСАГО в некорректируемом виде. Если же электронного извещения не будет, по традиционному бумажному водители смогут рассчитывать максимум на 100 тысяч рублей возмещения, как и ранее.
Другим важным условием для большой безлимитной выплаты является отсутствие разногласий между участниками аварии. Если они имеются, лучше вызвать сотрудников ГИБДД. В противном случае степень вины каждого будут определять страховщики. И здесь, говорят кемеровские автоюристы, возможны неприятные сюрпризы для аккуратных водителей…