О том, как именно сотрудники ГАИ Кузбасса следят за состоянием дорог региона, и какие проблемы существуют в этой сфере, рассказал нашему корреспонденту начальник отдела дорожного надзора управления Госавтоинспекции по Кемеровской области подполковник полиции Андрей Должиков.
Закон есть закон
– Андрей Владимирович, каким образом Госавтоинспекция осуществляет контроль за состоянием дорог региона?
– Управление ГИБДД Кузбасса является контрольно-надзорным органом. Все работы по строительству, ремонту, реконструкции дорог выполняются непосредственно владельцами дорог и подрядчиками. Однако надзор осуществляется лично сотрудниками Госавтоинспекции. В Кемеровской области сотрудников дорожного надзора – 55 человек. В каждой территории надзор осуществляется ежедневно. Суть надзора в выявлении и фиксации недостатков состояния дорог. Дальше принимаются меры в рамках полномочия – от выдачи предупреждений до судебных исков.
– Часто на дорогах у нас в Сибири возникает неприятная ситуация: вместе со снегом сходит и разметка… Как осуществляется контроль конкретно в этом направлении?
– Горизонтальная и вертикальная разметка, согласно нормативам и ГОСТам, по которым осуществляется надзор, должна присутствовать на дорогах круглогодично. Подразумевается, что даже вне зависимости от погодных условий. Как правило, владельцы дорог чертят разметку с применением лакокрасочных материалов. У них срок годности, в зависимости от состава, – от трех до шести месяцев. То есть, если разметку нарисовали в летний период, то в сентябре-октябре она уже износилась, дальше уже начинается зима. Тут тоже есть нормативный документ, который говорит, что работы по восстановлению линий горизонтальной дорожной разметки должны производиться с учетом погодно-климатических условий. Обычно у нас это происходит в период с апреля по май. Однако, в свою очередь, имеются так называемые пластичные материалы, например, химический пластик, термопластик, которые позволяют наносить разметку на дорожном покрытии при минусовых температурах – от 10 до 15 градусов ниже нуля по шкале Цельсия. Впрочем, ничего не мешает выполнить эту работу и в летний период, в этом случае срок службы таких материалов – от полугода до года. Всё зависит от владельца дорог, какое он принял решение.
– Но как действовать водителям в этот период?
– Что касается водителей, то Правилами дорожного движения четко регламентирован порядок и поведение при отсутствии дорожных знаков, разметки, при разногласии знаков и разметки. Всё, что необходимо, – знать правила и следовать им.
– В народе ходит мнение, что разметку можно не учитывать, когда от нее осталось менее семидесяти процентов. Это действительно так?
– Закон есть закон, и он не мнение, он – факт. Нарушением, если говорить с точки зрения права, является отсутствие линий горизонтальной разметки более чем пятидесяти процентов по площади. Если, например, мы говорим об осевой линии разметки, то есть специальное оборудование – шаблон с отверстиями, который прикладывается на разметку через определенное расстояние. С помощью него всё высчитывается.
Бюджетный бумеранг
– Часто ли нарушаются правила содержания дорог у нас в регионе? Какое наказание положено за эти нарушения?
– За 2019 год за сотрудниками дорожного надзора в Кемеровской области выявлено почти 30 тысяч недостатков в состоянии автотранспортных дорог. Кстати, это практически в два раза больше, чем в 2018 году. Сумма штрафов для юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей, для должностных – от 20 до 30 тысяч. Решение здесь принимает суд. Как правило, суд встает на нашу сторону и выносит штраф в минимально возможном размере.
– Насколько эффективны такие меры?
– Тут нужно понимать денежный оборот. Сумма штрафа на будущий год в виде статьи бюджета возвращаются назад. На те же самые нужды, для тех же самых администраций. Я считаю, что тут отсутствует, так сказать, боязнь и какая-либо ответственность, несмотря на штраф. А особенно, если учитывать тот факт, что одно лицо не может быть привлечено дважды за одно и то же нарушение, то практически получается так: штраф выписан, деньги потом вернулись, и второй раз привлечь не могут.
– В дорожной сети региона что-то изменится в ближайшее время, в том числе с точки зрения безопасности дорожного движения?
– В нынешнем году с точки зрения безопасности дорожного движения в Кузбассе грядут серьезные изменения. Весь регион принимает участие в реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», инициированного президентом РФ Владимиром Путиным. По его завершению в 2024 году 85% дорог региона должны быть приведены в порядок. В результате чего их категорийность будет повышена, а следовательно, на некоторых будет увеличена максимальная разрешенная скорость движения, установлены разделительные отбойники, исправлены дефекты дорожного полотна. Всё это положительно скажется на безопасности.