Для мягкого проекта – твёрдое решение

20 августа 2019 | Алена Смирнова

Александр Соломатин рассчитывает на плодотворное сотрудничество Российской академии наук и Кузбасса по развитию базовых школ. Фото департамента образования и науки Кузбасса.

В Кемерове состоялось ежегодное августовское совещание работников системы образования региона.

В традиционной встрече приняли участие заместители глав территорий по социальным вопросам, руководители муниципальных органов управления образованием, директора образовательных организаций и их замы, педагоги и другие приглашенные гости. Всего более 850 человек.

В течение дня в разных локациях города были открыты секции, посвященные самым актуальным аспектам. Так, участники совещания обсудили кадровый вопрос, результаты ГИА нынешнего года, работу в Кузбассе по нацпроектам «Образование» и «Наука», реализуемым по Указу президента РФ Владимира Путина, региональные программы профориентационной направленности, внедрение целевой модели дополнительного образования и другие важные темы.

Кроме того, в стенах Кемеровского госуниверситета прошел круглый стол по реализации в нашей области проекта «Базовые школы РАН». Главными спикерами здесь стали заместитель начальника управления по взаимодействию с государственными органами и научным сообществом РАН Александр Соломатин, специально прилетевший из Москвы для презентации нового детища академии, и Алексей Конторович, научный руководитель Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН в Кемерове (именно его выбрали региональным координатором проекта опорных школ).

Александр Соломатин сообщил собравшимся, что всего с начала нового учебного года базовыми школами Российской академии наук станут 108 образовательных организаций в 32 регионах страны. При выборе учитывался научный и образовательный потенциал конкретной территории, а также уровень получаемых школьниками знаний.

В Кузбассе статус базовых (или опорных) присвоили сразу трем школам. Это Кемеровский городской классический лицей, лицей №84 имени В.А. Власова (Новокузнецк) и лицей №20 города Междуреченска. Большое количество выпускников этих образовательных учреждений стало первоклассными специалистами в разных отраслях. Одни живут и работают на малой родине, другие разъехались по городам страны и зарубежья. И там смогли добиться признания. Например, выпускник кемеровского ГКЛ, доктор технических наук Виктор Федотенко трудится сейчас в Москве. Наш земляк – ученый секретарь Института проблем комплексного освоения недр РАН. И это в 31 год!

Кроме того, учебный процесс в каждом из трех упомянутых лицеев выстраивается таким образом, чтобы привить детям исследовательские навыки.

Секретарь комиссии РАН подчеркнул, что отбор школ академия проводила самостоятельно, основываясь на данных различных независимых рейтингов.

«Науке не хватает кадров, наша задача – заинтересовать, привлечь молодых людей в эту сферу, – пояснил Александр Михайлович. – Поэтому была объявлена инициатива, поддержанная президентом Владимиром Путиным, по созданию базовых школ. Это сильные школы страны, причем муниципального, а не регионального уровня, которые готовы решать вопрос подготовки нового поколения ученых, исследователей».

Вся концепция строится на трех взаимозависимых принципах. Во-первых, этот проект ориентирован на детей. Основная его идея заключается в использовании ресурсов научных учреждений и ученых для работы со школьниками. Второе важнейшее условие – подготовка и повышение квалификации педагогов. А третье – соответствующая материальная база. Как отметил господин Соломатин, предполагается привлечение разного рода финансовых источников. Поддержка проекту будет оказана со стороны и самой академии, и правительства России.

«Базовые школы РАН» – это мягкий проект, который может видоизменяться, подстраиваясь под запросы региона вообще и образовательной организации в частности. Как предупредил Алексей Конторович, нужно время, чтобы найти верные подходы, сформировать программы, поэтому о скорых результатах говорить пока рано. Важно понять, как грамотно применять механизмы, поэтому концепция работы базовых школ пока окончательно не сформирована. Но уже определены профильные специализации базовых школ РАН и формы взаимодействия с вузами в предстоящем учебном году, внесены изменения в программы развития и основные образовательные программы, в том числе учебные планы. В Кузбассе будут реализованы две модели базовых школ: профильная школа и школа с углубленным изучением отдельных предметов.

Отметим, что директора всех трех «опорных» лицеев нашего региона (кстати, по завершении круглого стола Александр Соломатин торжественно им вручил сертификаты, подтверждающие особый статус) позитивно отнеслись к нововведению.

«Мы готовы работать!» – заключила Марина Щербакова, директор ГКЛ.

Кроме того, как подчеркнула Любовь Чванова, замначальника департамента образования и науки Кемеровской области, в реализации проекта «Базовые школы РАН» поможет и НОЦ «Кузбасс». Также она напомнила, что все перечисленные образовательные организации включены в региональную программу «Моя новая школа». Поэтому педагоги и лицеисты в недалеком будущем получат не только реконструированное здание, но и современную материально-техническую базу. А региональным научно-образовательным центром поддержки опорных школ РАН в Кузбассе определен Кемеровский госуниверситет.

Между тем

В минувшую пятницу в Государственной филармонии Кузбасса прошло пленарное заседание «августовского педсовета» с участием губернатора Сергея Цивилева, директора департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения РФ Инны Черноскутовой, других экспертов и почетных гостей. В рамках заседания были подведены итоги работы секций и намечены планы на предстоящий учебный год.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo