На минувшей неделе в редакции газеты «Кузбасс» прошел круглый стол «Житель имеет право!», организаторами которого выступили департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса и наше издание.
Такое название мероприятию было выбрано неслучайно: мы задумали провести серию круглых столов, посвященных волнующим каждого из нас «коммунальным» вопросам. А первую встречу было решено сделать обзорной и поговорить о самых злободневных темах, с которыми сталкиваются собственники многоквартирных домов (МКД).
Участниками круглого стола стали начальник областного департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Олег Ивлев, зампредседателя облсовета народных депутатов, сопредседатель штаба ОНФ в Кемеровской области Юрий Скворцов, руководитель региональной Госжилинспекции Ирина Гайденко и и. о. генерального директора областного Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Руслан Галимов. На встрече также присутствовали журналисты, которые могли задать экспертам вопросы, волнующие читателей и зрителей. Разговор получился очень продуктивным – специалисты дали разъяснения по множеству тем. И сегодня мы расскажем лишь о некоторых из них (к другим вернемся в следующий раз).
У жителя и УК – цели общие!
Первый вопрос, который мы адресовали участникам, наверняка касается каждого: что делать, если жители пытаются добиться решения каких-либо вопросов, связанных с обслуживанием жилого фонда, но не находят ответа. Куда обращаться?
Как пояснил Олег Ивлев, к сожалению, множество проблем у жителей возникает именно в связи с нехваткой информации – ведь и жилищное законодательство претерпевает изменения.
«Безусловно, первый рубеж обращения – управляющая компания. И в УК нужно видеть не противников, а помощников, – посоветовал Олег Валерьевич. – Если же все-таки диалога не получается, стоит прибегнуть к крайней мере – это смена управляющей компании. Но все-таки хотелось бы призвать и собственников, и УК к диалогу. Мы готовы, вместе с Госжилинспекцией, вести эту работу».
С такими словами трудно не согласиться, ведь в современных условиях (хотим мы этого или нет, но таков закон) далеко не всё возложено на государство, область или муниципалитет, как это было советские годы. Сейчас мы сами в ответе за свое имущество, за недвижимость в том числе. И о нем нужно заботиться так же, как о состоянии собственного автомобиля, дачного домика и так далее. Но ответственности с управляющей компании это не снимает.
Как сообщила Ирина Гайденко, динамика жалоб кузбассовцев на работу жилищников не изменилась: без малого за одиннадцать месяцев текущего года в Госжилинспекцию поступило 21606 обращений от жителей.
«Рост есть, но незначительный», – уточнила Ирина Викторовна.
По большому счету, подобная картина наблюдалось и в прошлом, и в позапрошлом году. Основные обращения – на качество оказания жилищных услуг (исполнение договора со стороны управляющей компании). Жалобы носят сезонный характер: нередко зимой жильцов беспокоят неубранный снег, намерзающие на крышах сосульки, холод или, наоборот, перегрев в квартирах. Летом поступают в ГЖИ обращения на отсутствие ремонтных работ в подъездах, текущую кровлю, козырьки подъездов, балконы, которые требуют ремонта, но управляющие компании, по мнению людей, бездействуют. При этом руководитель Госжилинспекции поддержала Олега Ивлева:
«Прежде всего, должен быть диалог между жителями и управляющей компанией. Если же управляющая компания не реагирует, тогда собственникам следует обращаться выше по инстанциям. К нам в том числе – чтобы мы уже проводили проверки и, в случае выявления нарушений, привлекали к ответственности. Потому что штрафы за нарушения лицензионных требований серьезные: до 300 тысяч рублей на юридическое лицо и до 100 тысяч рублей – на должностное лицо», – пояснила Ирина Викторовна.
Проигнорировать обращение людей управляющая компания отныне не вправе. Ведь в прошлом году вышло постановление правительства РФ №331 , которое регламентирует четкие сроки ответа. Причем по некоторым вопросам ответы должны быть предоставлены в тот же день и именно по тому каналу, по которому поступила жалоба, – по почте, e-mail или посредством системы ГИС ЖКХ. Эта информация в обязательном порядке размещается на ГИС ЖКХ и на информационных стендах. Максимальный срок ответа жилищников на жалобы установлен в 30 дней.
«Если раньше было проблематично проверить, своевременно ли управляющая компания дала ответ обратившемуся, то сейчас всё прозрачно, и люди обращаются к нам с вопросами: почему УК ответила не в срок? И у нас уже есть штрафные санкции даже за один день просрочки», – привела пример Ирина Гайденко.
Цифра
324 управляющих компании в Кузбассе реально оказывают услуги по управлению жилым фондом. На 759 жилых домах созданы товарищества собственников недвижимости (ТСН), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ). Здесь управление жилым фондом осуществляет правление, но 220 ТСЖ для обслуживания дома наняли управляющую компанию.
Выйти из «неокупаемых»!
Не обошли вниманием участники круглого стола и темы капремонта. Как известно, в сентябре нынешнего года тариф на эти цели для собственников был повышен. Как отметил Руслан Галимов, руководитель Фонда капремонта, это позволило снять ряд вопросов. В частности, такая мера позволит отремонтировать почти 200 домов, которые ранее числились «неокупаемыми».
Напомним, в состав последних входят те МКД, которые за 30 лет не смогут насобирать деньги на капитальный ремонт. А вообще население у нас сознательное: более 87% оплачивают взносы на капремонт. При этом, конечно, полностью проблема капитального ремонта не решена – и мы обязательно вернемся к ее обсуждению. Поясним лишь, что, по словам Юрия Скворцова, измененный тариф позволил региону надеяться на получение средств из федерального бюджета.
«Мы изменили законодательство и впервые за пять лет можем претендовать на компенсацию выпадающих доходов из бюджета», – подчеркнул Юрий Петрович.
Олег Ивлев ответил на вопрос, могут ли жители передвинуть график ремонта на более ранний срок. Да, это вполне возможно. Но решение об этом принимает не фонд, а муниципалитеты. В каждом из них существуют межведомственные комиссии, куда и следует обращаться жителям как самостоятельно, так и через УК. К обращению должен прилагаться акт обследования технического состояния дома с выводами экспертов о необходимости ремонта в более ранние сроки, а также сведения о платежах жителей за капремонт (процент собираемости должен быть не менее 80%). Поэтому лучше все-таки действовать в тандеме с УК – так эти данные будет быстрее получить.
«В течение 20 дней комиссия должна принять решение о переносе, либо об отказе в переносе сроков капремонта, – уточнил Олег Валерьевич. – Сама программа капремонта ежегодно актуализируется, и на основании тридцати четырех муниципальных программ департамент формирует региональную программу, которую и передает в фонд для исполнения».
Провайдер – с техусловиями!
Олег Ивлев также предостерег жителей от принятия скоропалительных решений о смене управляющей компании. Право такое у людей есть – но кто придет после? Это непростое решение жителям нужно принимать лишь в крайних случаях. И, конечно, необходимо самим проявлять инициативу. Например, сейчас одна из проблем – поставщики услуг (домофоны, двери на подъезды, интернет-провайдеры и прочие). На заре появления этого рынка предприниматели просто приходили, заключали договор с собственником и устанавливали свое оборудование, зачастую не обращая внимания, как пролегают коммуникации. А это – ответственность УК (кстати, одной из причин недавнего возгорания кровли на улице Красной в Кемерове стало, по данным эксперта, именно такое недолжным образом установленное оборудование). С Олегом Валерьевичем солидарна и Ирина Гайденко: при любой проверке представители Госжилинспекции в обязательном порядке обращают внимания на «висящие» провода и выдают предписания об устранении этого нарушения, ибо все коммуникации должны размещаться согласно техусловиям.
«Участников рынка жилищно-коммунальных услуг очень много: это УК, ресурсоснабжающие организации и так далее, – напомнил Олег Ивлев. – А наша задача – всех их объединить в одну сплоченную команду, которая нацелена на достижение одной цели: чтобы мы с вами, приходя домой, видели чистоту, чувствовали тепло в доме, уют и комфорт».
Участники круглого стола успели обсудить еще множество важных вопросов – об этом читайте в следующих выпусках нашего издания.
Справка
В Госжилинспекции Кемеровской области работает телефон горячей линии: (8-3842) 36-93-32. Горячая линия работает по будням, с 9.00 до 18.00. В другое время тоже можно оставить сообщение, оно сохранится в записанном виде. Но все-таки, как подчеркнули в ГЖИ, первый адрес обращения – управляющая компания.