По траектории технической мысли
27.11.2019Кемеровские школьники получают образование завтрашнего дня.
Инновационная площадка
Гимназия №42 областного центра – яркий пример образовательного учреждения поколения «нео». И речь не только о впечатляющих цифровых возможностях, а прежде всего о педагогах, которые превращают ультрасовременное оборудование в помощников, используя их на занятиях по разным дисциплинам. Вполне закономерно, что именно коллектив 42-й гимназии выиграл крупный грант на реализацию авторской инновационной разработки.
Проект «Траектория технической мысли» – единственный в нашем регионе, который в нынешнем году удостоился высокой оценки экспертов Министерства просвещения РФ на конкурсе «Развитие современной образовательной среды, интегрирующей возможности общего и дополнительного образования». Причем более миллиона рублей – это как раз федеральные средства гранта. Еще по 500 тысяч направили на реализацию проекта администрация Кемеровской области и сама гимназия.
Если объяснять попроще, на базе гимназии создали площадку, не уступающую по своему функционалу современным кванториумам, где школьники получают базовые знания высокой технической сложности. И делают это как на уроках, так и во внеурочное время, ведь гимназии №42 уже давно присвоен статус образовательного комплекса, который реализует программы разных уровней.
Нестандартный подход для командного дела
«Процесс социально-экономического развития нашей страны характеризуется появлением различных инноваций, в том числе и в образовании, – отметила Татьяна Семенкова, доктор педагогических наук, директор гимназии №42 города Кемерово.– Создаются так называемые кластеры, ориентированные на объединение предприятий, научных учреждений и образовательных организаций. А результаты их совместной работы призваны подготовить детей к жизни в социуме, помочь им в выборе профессий».
То есть системы общего и дополнительного образования направлены на повышение качества подготовки и вместе с тем требуют принятия нестандартных решений. Платформа проекта «Траектория технической мысли» выстроена именно по кластерной модели – модели сотрудничества в образовании. Здесь же и социальное партнерство, и сетевое взаимодействие.
Примечательно, что акцент был сделан на естественнонаучное направление. Ну а прежде, чем в проект вдохнули жизнь, была значительно улучшена материально-техническая база гимназии. Важно сказать, что оборудование выбиралось исходя из его функциональных характеристик – чем больше трансформаций, тем больше возможностей у детей применить его в своей исследовательской деятельности. К примеру, для получения новых умений и навыков по физике, химии, биологии и естествознанию купили лабораторные комплексы. Также на базе 42-й гимназии теперь будут проводить подготовку юниоров по программе WordskillsJunior компетенции «Мобильная робототехника», ведь для этого сейчас есть всё необходимое: пытливые умы, опытные наставники и хорошее оснащение.
Кабинет технологии тоже будет укомплектован по последнему слову техники. А школьный пресс-центр благодаря гранту стал полноценной многоканальной редакцией. Здесь появились и профессиональные фотоаппараты, и камеры, и микрофоны, и оборудование для радио- и видеомонтажа.
Трансляция передового опыта
Минувшим летом гимназия №42 вошла в Единую Всероссийскую методическую сеть образовательных организаций, реализующих не только инновационные проекты, но и программы, позволяющие тиражировать свой опыт коллегам из других регионов и даже стран. Сейчас педагоги проводят вебинары, транслируют свои методики и наработки. Следует добавить к этому и стажерские площадки, и семинары, и открытые уроки. Здесь же ведется подготовка по программам «Мета-компетенции «Эксперт Ворлдскиллс».
В рамках реализации проекта «Траектория технической мысли» в гимназии был проведен масштабный «Фестиваль наук» с участием педагогов области и юных ученых научного общества гимназистов. Словом, мероприятий много, и каждое из них заслуживает отдельного внимания, и все они работают на общую цель – повысить уровень знаний учеников, помочь им поступить в лучшие вузы региона, страны, заложить в них мощный исследовательский потенциал.
«Прогресс остановить нельзя, и мы должны быть к этому готовы, – заключила Татьяна Семенкова. – И на первый план выходят здоровьесберегающие технологии. Нужна «культура детства», чтобы не выплеснуть с водой ребенка, чтобы за цифровизацией не потерять его душу. ЕГЭ, тестирование, компьютеры… Убеждена, что всегда должна быть альтернатива, и она есть. Так, например, с прошлого учебного года в систему образования было введено итоговое собеседование, педагоги проверяют навыки спонтанной и грамотной речи, умение гимназистов выражать свои мысли в общении. В век прогрессивных технологий мы обязаны просчитывать риски, а умную технику превращать в помощника».
Недавно в Кузбасс приезжала заместитель министра просвещения РФ Ирина Потехина. Она отметила, что мир профессий меняется быстро:
«Мы сегодняшним школьникам говорим о том, что через десять лет треть профессий, которые будут на рынке, пока еще даже не существуют».
А как подготовить молодых людей к миру, которого пока нет? Современная школа является непосредственным участником процесса решения этого серьезного вопроса. И при грамотном подходе готовить будущих выпускников к завтрашнему миру начинают с начальных классов, в том числе и с использованием современных методик и новейшего оборудования, как это делается в гимназии №42.
Читайте также: