Педиатры помогут наркологам и психиатрам

13.11.2019

13 ноября 2019 | Валентина Акимова

Доктор медицинских наук, врач психиатр-нарколог, руководитель кемеровского городского центра медико-психологической помощи населению Андрей Лопатин.

В прошлом месяце вступили в силу изменения в порядок проведения профилактических медосмотров несовершеннолетних. Новшества подразумевают активное участие педиатров в выявлении психических расстройств у маленьких детей (начиная с двух лет) и наркологических расстройств – у несовершеннолетних. Насколько достоверными могут быть заключения детского доктора, не имеющего профильной специализации? За комментарием мы обратились к главному наркологу Кузбасса, доктору медицинских наук Андрею Лопатину.

– Вступившие в силу поправки не возлагают на педиатров задачу постановки диагноза психического или наркологического расстройства у несовершеннолетних, – уточняет профессор Андрей Лопатин. – Они лишь предполагают более активное участие специалистов первичного звена в выявлении групп риска среди детей по развитию таких расстройств. Это общемировая практика, и это логично. Участковые врачи встречаются с пациентами чаще, чем «узкие» специалисты, и с большой долей вероятности могут заметить в их состоянии негативную динамику. А скрининг двухлетних детей по выявлению риска психических расстройств вообще будет проводиться путем анкетирования их родителей.

В случае, если педиатр заподозрит проблему, он просто направит пациента вместе с родителями на дополнительную консультацию к «узкому» специалисту – к психиатру или к наркологу. И, кстати, по закону родители, да и сами подростки, начиная с определенного возраста, вправе самостоятельно решать, следовать им таким рекомендациям или нет. Но тут важно помнить, что чем раньше у несовершеннолетнего будут выявлены отклонения, тем выше будет эффективность лечения и больше шансов остановить негативные процессы.

В Кузбассе уже имеется положительный опыт вовлечения специалистов взрослой участковой сети в выявление риска развития алкоголизма среди взрослого населения. В рамках общемирового тренда наркологи обучают терапевтов работе со специальным опросником, позволяющим с большой долей вероятности определить, что пациент злоупотребляет алкоголем. Также мы обучаем коллег тому, как мотивировать таких пациентов на обращение к наркологам или к медицинским психологам. В результате за два года число кузбассовцев, обратившихся к узким специалистам по направлению терапевтов, выросло вдвое. Значит, есть смысл продолжать эту работу.

Кстати, есть в нашей области и опыт массового участия подростков в добровольном профилактическом обследовании на предмет выявления незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ.

В 2015 году Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» под руководством департамента образования и науки провел анкетирование 2207 школьников. В дальнейшем 1770 из них дали согласие пройти медицинских осмотр и сдать биологическую жидкость для исследования в химико-токсикологической лаборатории. Такие анализы позволяют достоверно определить факт употребления психоактивных веществ. Среди ребят были учащиеся из Кемерова, Новокузнецка, Прокопьевска и Гурьевска. Все результаты оказались в тот раз отрицательными.

В течение прошлого учебного года в рамках системы образования анкетирование прошли все учащиеся Кузбасса, а это порядка 130 тысяч человек. Более пяти тысяч, по мнению педагогов, попали в группу риска. Тех из них, кто согласится пройти второй этап обследования, наркологи, при наличии средств на приобретение реактивов, будут приглашать на осмотры и на беседы.

Напомню, в Кузбассе уже более 20 лет действует подростковая наркологическая служба. За это время удалось кардинально изменить ситуацию с распространением «химических» зависимостей среди несовершеннолетних. Если в 2008 году наркологи области взяли под наблюдение 91 несовершеннолетнего с впервые установленным диагнозом «наркомания», то в прошлом году – только троих. Первичная заболеваемость подростков алкоголизмом за этот период снизилась с 33 случаев за год до одного, токсикоманией – с 30 случаев до четырех.

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *