Обострение мысли

30 июля 2019 | Газета «Кузбасс»

Юрий Юрасов на фоне своих работ. Фото Сергея Гавриленко.

Сейчас Юрий Юрасов – успешный российский художник, который выставляется в галереях крупных городов, сотрудничает с известными театрами и имеет мастерскую в престижном Подмосковье. А начинался творческий путь Юрия Николаевича в Кемерове: он учился, а потом и работал в нашем художественном училище. Именно поэтому выставка его картин украсила собой проект «Знай наших», представляющих творчество известных мастеров – выпускников Кемеровского областного художественного училища.

Черное и белое – вносить!

В этом году Юрий Юрасов отмечает 70-летие. Юбилейную веху в жизни художника решено было отметить масштабной выставкой «Русский проект» (ее можно увидеть в Кемеровском областном музее изобразительных искусств), куда вошли 54 работы живописца. Самые ранние из них датируются 90-ми годами прошлого века, самые поздние – нынешним десятилетием. Портреты, пейзажи, натюрморты – каких только жанров не представил для экспозиции художник! При этом богатой палитры цвета в его картинах современного периода нет, сейчас Юрасов чаще всего обходится двумя оттенками.

«Для меня проще писать черно-белое: мне кажется, тогда можно острее преподнести свою мысль, – признается Юрий Николаевич. – Если начинаю работать с цветом, ничего не получается. В итоге я закрашиваю все и делаю черно-белым».

Впрочем, иногда Юрасов все-таки обращается к цвету. Особенно им изобилуют плакаты к спектаклям, которые художник создавал для различных театров.

«В начале двухтысячных я работал в штате театра «Модерн» Светланы Враговой, но не художником-постановщиком, а исполнителем, – вспоминает художник. – Тогда молодые актеры получали зарплату сто долларов (примерно 2300 рублей), столько же получал и я. Но я умудрялся еще продавать свои картины, а на что жили молодые актеры и актрисы, даже не знаю».

Кроме того, художник сотрудничал с «Театром на Таганке» Николая Губенко, где ему очень нравилось.

«Один репетиционный зал, где, только подумать, отрабатывал сцены Высоцкий и другие, чего стоит! Сцена черная вся… Шикарно! Просто шикарно!» – делится впечатлениями Юрасов.

«Мадам Брошкина», 2016 г.

Автопортрет с двумя сигаретами

Любит Юрий Николаевич изображать и природу. Раньше ему нравилось путешествовать на поезде, поэтому красивых видов его вниманию предоставлялось более чем достаточно. Именно так родилась картина «Между Казанью и Уфой»: в поезде он сделал зарисовку, которая впоследствии вылилась в полноценный пейзаж. Причем работал над ним автор несколько лет: что-то переписывал, доделывал – никак не мог добиться нужного результата. Но в итоге все же остался доволен получившейся картиной и даже раму к ней сколотил сам.

Как и многие художники, Юрасов питает слабость к автопортретам. При этом он не приукрашивает себя, напротив, словно добавляет к своему образу темных штрихов. Впрочем, он лишь отмахивается, когда кто-то признается, что видит в его картинах мефистофельские нотки.

«В 2015-м году написал большой автопортрет, – делится забавной историей автор. – Самое интересное, что только в этом году я обратил внимание, что одна сигарета у меня – во рту, а вторая – в руке, но я не стал переделывать. Пусть будет так».

Большинство представленных на выставке работ – из собрания автора, остальные – из коллекции областного музея изобразительных искусств или частных лиц.

«Три работы кемеровского периода Юрасова не принадлежали музею, мы купили их для юных предпринимателей, как мы их тогда называли, – вспоминает куратор выставки, искусствовед, заместитель директора КОМИИ по науке Марина Чертогова. – Но бизнес у них распался, и они отдали нам эти картины бесплатно».

Фрагмент экспозиции в КОМИИ.

Об эпатаже и душевности

Ценители искусства со стажем помнят проект «Бедная Лиза», который объединил несколько кемеровских художников и буквально сотрясал город смелыми акциями в конце 80-х и 90-х годах минувшего века. Тогда работы представителей этого содружества казались не только непривычными – вызывающими: хулиганские сюжеты, ироничные образы, нереалистическая изобразительность… В нынешнем году «Бедная Лиза» могла бы отметить 30-летний юбилей (проект просуществовал по сути только десять лет), и многие «одногруппники» пришли поздравить Юрасова с открытием выставки.

«Есть художники, вокруг которых постоянное движение, которые не останавливаются в своем творчестве. К ним относится Юрасов. Он уже в зрелом возрасте, после нескольких эпатажных выставок «Бедной Лизы», уехал, можно сказать, сорвался в Москву. За 15 лет столичной жизни, как заметили посетители сегодняшней выставки, художник прибавил в мастерстве, стал более лаконичным, эффектным», – отметила заместитель председателя комитета по вопросам образования, культуры и национальной политики областного совета народных депутатов Ирина Федорова.

Не обошли своим вниманием «Русский проект» и литераторы Кузбасса.

«Творчество – это движение. Движение от прошлого к настоящему, будущему, и обратно. Писатели и художники как раз близки в этом, – уверен председатель Союза писателей Кузбасса Борис Бурмистров. – Сегодня, когда я смотрю на работы Юрия Юрасова, вижу это остановившееся время, при этом что-то родное и близкое. Это вечное. Понимаете? Вечно будет мама, вечно будет падать снег, вечно будут скрипеть качели. То, что сотворил сегодня, будет завтра. Наверное, это главное в творчестве, что не остается в забытье. Оно живет в стихах, рассказах, картинах и всегда будет жить».

Хотя в Кузбассе Юрия Юрасова считают своим, родным, это не совсем так: родился он в Барнауле и является земляком Василия Шукшина. Но не только Алтайский край роднит художника и писателя: одиннадцать лет назад именно Юрий Николаевич расписал интерьеры церкви в Сростках, где вырос Василий Макарович.

…Гости вернисажа наверняка предпочли бы, чтобы эта встреча продлилась подольше, и чтобы хозяин выставки побольше рассказал о своих картинах, переживаниях и планах на будущее, однако вечер неминуемо близился к завершению.

«Спасибо всем, кто пришел. Такая публика для художника – это большая редкость, особенно в таких городах, как Санкт-Петербург или Москва, где люди приходит не картины смотреть, а себя показать, как они выглядят, с кем пришли и так далее. А здесь всё душевно и прекрасно», – сказал Юрий Юрасов, прощаясь с гостями.

 

Оригинал статьи


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Almea


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *